Стоит ли декларировать национальную идентичность
Мой тесть, Анатолий Иванович был русским человеком. У него было красивое открытое китайское лицо, потому что он был китайцем из Приморского края. У него была украинская фамилия, потому что он был детдомовским ребенком и его усыновила украинская семья из Уссурийского края. Он был советским военным и служил на Камчатке.
Тогда, давно, во времена всеми проклятой советской власти, людям почему-то не приходило в голову спрашивать, русский он или нет и почему он так похож на исполнителя главной роли в фильме Бертолуччи «Последний Император». Наверное, потому что тогда еще не было этого фильма и видеомагнитофонов. Или дело в чем-то другом? Я понимаю, что мне легко рассуждать — у меня вся семья вплоть до предков из Рыльска — то, что теперь измерители черепов называют «стопроценторусской». Но что-то в черепомерке есть глубоко неправильное, если не сказать больше.
Уже в наши дни кто-то из семьи все-таки задал вопрос Анатолию Ивановичу: «А что – китайская кровь никак не влечет на родину предков?». И в ответ увидел полное непонимание в его карих миндалевидных глазах: «Что ты такое говоришь? Я русский человек». Каждый раз, когда я слышу малограмотные дискуссии про «русскость», «русские — это славяне» и так далее, я вспоминаю этот совершенно стальной ответ: «Я — русский человек».
Если вы еще не догадались — речь о декларации русской идентичности. Я с опаской начал читать этот документ. С обычным московским посылом — «ну, чего они там еще могли напридумывать?» Прочел. Что ж, могло быть гораздо хуже. Самая обнадеживающая мысль в тексте: «Русский народ исконно имел сложный генетический состав, включая в себя потомков славянских, финно-угорских, скандинавских, балтских, иранских и тюркских племен». Ну, слава богу, хоть это не подлежит сомнению. Я бы конечно, не стал так демонстративно обходить семитскую составляющую русского народа — как-никак «двести лет вместе» или как там у классика?
Но главное сказано: русский народ — это плавильный котел, melting pot, и, как показывает опыт построения американской идентичности, на сегодня это самый устойчивый вариант. Кстати, если кто-то думает, что китайский народ — все сплошь некие выдуманные стандартные «китайцы», он глубоко ошибается.
Конечно, в свежеиспеченной декларации экивоки в сторону модного национализма тоже имеются. «Рождение от русских родителей в большинстве случаев является отправной точкой для формирования русского самосознания, что, однако, никогда не исключало возможности присоединения к русскому народу выходцев из другой национальной среды, принявших русскую идентичность, язык, культуру и религиозные традиции». Странная формулировка про «возможность присоединения» — предполагается, что это возможно только за счет отказа от собственного языка, культуры и религиозной традиции?
Еще немного озадачивают какие-то гумилевские термины типа «этногенез» и «феноменологические плоскости» — но на то они и ученые бородатые люди, чтобы использовать ученые, ничего не значащие слова. Я знаю одного такого — Дугин его фамилия.
У меня только возникают некоторые вопросы от представителей древнего стопроцентнорусского рода, сделавшего половину промышленной революции в стране в XIX веке. А если я, скажем, не православный? И не следую религиозным традициям православия? Тогда что — я не русский? Или я чего-то упустил, и бородатые ученые люди мудро имели в виду не только русские православные традиции, так как есть традиции, более основополагающие для развития моего народа — например, язычество. Тоже традиция, тоже религиозная. И да — мы против прозелитизма всех мастей, если что. Мало ли кого что не устраивает в моей личной религиозной практике или не-практике. Пусть попробует сказать мне или Анатолию Ивановичу, которому, как и всем военным того поколения, членство в компартии вполне заменяло религиозные традиции (у них же был и алтарь, и причастие, и все как надо), что мы не русские. Есть храбрецы? Тем более, что уже видно, насколько сильна именно языческая составляющая в новом, постсоветском восприятии религии. Не было бы ее — не было бы, например, петиции от сильно верующих граждан отменить автобус номер 666 от метро «Проспект Вернадского» и прочих странных попыток увязать веру и суеверия — их уже тысячи и тысячи. Не было бы феномена экстрасенсов и колдунов и так далее.
Фраза «Особо отметим, что гордость за Победу 1945 года является одним из важнейших интегрирующих факторов современной русской нации» весьма справедлива, но отдает политическим трендом.
Я знаю, что многие безусловно русские люди, от Владивостока до Калининграда, себя сверяли с этим документом на русскость и приходили к неутешительным выводам, хотя немало сделали и делают для сохранения и развития русского языка, литературы, науки и техники. Можно считать, конечно, это внутренним документом отдельно взятого государственно-религиозно института, но тогда он бы и оставался внутри структуры — на манер ежегодных майских тезисов от идеологического отдела ЦК КПСС. Там, где было написано: «запустить ракету к Марсу». Так до сих пор и запускают.
По моему, вовсе не дело классифицировать людей по довольно узким признакам с целью исключить их из народа. Наоборот — надо привлекать-вовлекать, гордиться и радоваться. А то все уже забыли, что три великих русских поэта были негр, шотландец и еврей, при этом двух убили, а третий сбежал в Америку. И что? Кем бы ты была Мазер Раша без этих парней? Да была бы, понятно, почти такой же. Но разве это повод отказывать в русскости тем, кто, может, еще более русский, только вот майские тезисы не любит, еще со времен безбородого иконостаса политбюро в каждом красном уголке.
Игорь Мальцев
Источник: lenta.ru