Реформа столичного здравоохранения на протяжении нескольких недель остается одной из главных тем обсуждения, и общий вывод таков: реформа нужна, но вопрос в том, как она будет реализована. Лучше не начинать с сокращения больниц и персонала, уверены представители медицинской общественности. На этой неделе президент Владимир Путин признал, что столичные власти не все доработали в этой реформе, хотя руководствовались благими намерениями.
Планы столичных властей по реформе сферы здравоохранения всерьез взволновали медицинское сообщество. На этой неделе по ее поводу высказался и президент России Владимир Путин.
«Мне кажется, что коллеги наши действительно не все продумали и не все доработали, и, руководствуясь в целом правильными соображениями и благими намерениями, все-таки можно было бы по-другому все это выстроить, – сказал Путин на форуме ОНФ. – Мы уже говорили на эту тему с московскими властями и, безусловно, так просто эту проблему не оставим».
Реформа с сокращением
Ранее в СМИ был опубликован пошаговый план якобы планируемой медицинской реформы в Москве, результатом которой должна стать ликвидация 28 медицинских учреждений, в том числе 15 больниц, а 7,5 тыс. должностей медицинского персонала должны быть сокращены.
Подлинность документа РБК подтвердил источник, близкий к правительству Москвы, и источник в одной из ликвидируемых больниц. Предполагается, что сокращение пройдет в два этапа: сначала больницу присоединят к другому учреждению в качестве филиала, а после произведут ликвидацию.
В начале ноября в Москве прошел митинг протеста медработников против реформы.
В ответ на сделанное на форуме ОНФ заявление Путина вице-мэр Москвы по социальным вопросам Леонид Печатников, который является идеологом реформы, сказал, что на месте президента так же отреагировал бы на митинги врачей, поскольку главе государства эти акции «не могли понравиться».
«Но он сказал, что основной тренд этой реформы – правильный, другого выхода нет и что стационары не должны превращаться в социальные отстойники. А должны быть местом, где пациент лежит два-три дня и выходит оттуда здоровым. Для этого надо гордиться не только количеством коек на душу населения, а я бы еще добавил – и количеством врачей, многие из которых только диплом имеют, а врачами не являются, но и тем, чтобы была эффективная реформа здравоохранения», – сказал Печатников изданию «Йод».
Вышедших на митинг врачей он обвинил в желании остановить процесс модернизации. «Я не обижаюсь на врачей, я их понимаю. Они 20–30 лет работают в устоявшемся коллективе, им не хочется ничего менять. Те 600 медиков, которые вышли на митинг в Москве, хотят остановить процесс модернизации, который должен продолжаться», – сказал Печатников.
Ранее чиновник опровергал информацию о массовых сокращениях медперсонала и ликвидации больниц, отмечая, что речь идет о реструктуризации медицинских учреждений. В беседе с РБК чиновник называл целью реформы максимально коммерциализировать работу медучреждений. «Есть закон, который всю медицину уже с 2015 года окончательно переводит в систему ОМС (обязательного медицинского страхования)», – пояснял он.
Кроме этого Печатников говорил, что ликвидация медучреждений и увольнения сотрудников связаны с необходимостью выполнить майские указы Владимира Путина о повышении зарплат в сфере здравоохранения.
Что касается информации о плане-графике сокращений, то Печатников говорил по этому поводу, что «это исследование длилось полтора года, и мы выяснили реальное положение вещей в каждом медучреждении», и «оказалось, что в большинстве больниц заработная плата приближается к декларируемым цифрам, однако есть стационары, где зарплата оказалась 13 тыс. руб., 22 тыс. руб., а оборот коек (число пациентов на одну койку в год) составляет девять». Сам план-график он назвал одним из результатов проведенных исследований и предложениями «по реализации дорожной карты модернизации здравоохранения».
Между тем в среду глава департамента здравоохранения Москвы Алексей Хрипун сообщил, что эксперты изучают возможность увольнения 7 тыс. столичных медиков пенсионного и предпенсионного возраста. «Перспектива увольнения» изучается в отношении 5 тыс. медиков пенсионного возраста и 2 тыс. человек, которым до выхода на пенсию осталось два года. «Это наши медицинские организации изучают перспективу увольнения: может быть, уволят, а, может быть, и нет», – сказал Хрипун.
«Начали с конца»
По мнению общественности, Печатников, на котором лежит ответственность за проведение модернизации здравоохранения Москвы, при возникновении сложностей поспешил прикрыться майскими указами президента, хотя на самом деле он – идеолог этой реформы и как она будет проходить, зависит от местных властей. Если Печатников учтет пожелания общественности, в том числе и врачей, и доведет все до ума, реформа вполне может получиться. В противном случае она бросит тень на всю городскую власть.
Пока же резко негативных мнений по поводу предстоящих изменений достаточно много. Так, профессор Высшей школы экономики, президент Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов убежден, что система здравоохранения в Москве сокращается с целью «высвободить деньги и площади, занимаемые больницами, чтобы строить там объекты для капиталистов».
«Реализация ставшего нам известным плана высвобождения собственности должна быть остановлена. Врачи увольняются только для того, чтобы закрыть больницы и освободить площади, это единственная цель увольнения врачей», – заявил Власов газете ВЗГЛЯД.
По его словам, программа реформирования здравоохранения должна быть предъявлена и разъяснена москвичам, потому что больницы – собственность жителей столицы и Российской Федерации. «Они должны быть реорганизованы только на основе плана, который поддерживают жители Москвы. Такие большие изменения без какого бы то ни было формального обсуждения в Гордуме проводить нельзя. А они даже в Гордуме их не обсуждали», – негодует Власов.
В свою очередь президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский убежден, что реформа здравоохранения нужна, но вопрос в том, «какая и в какой последовательности». Он напомнил заявление Хрипуна о том, что в Москве количество койко-мест приблизилось к европейскому.
«В Европе-то кроме койко-мест есть мощнейшая система амбулаторно-поликлинической помощи. То есть до стационара и после него вас тщательно «ведут». Это дешевле и эффективней. В стационар человек попадает буквально на два-три дня, когда его надо спасать. У нас ничего этого нет», – объяснил Саверский газете ВЗГЛЯД.
По его словам, Печатникову в первую очередь нужно было создать мощное амбулаторно-поликлиническое звено, потом перепрофилировать стандартные на данный момент койки в койки восстановительного лечения или стационара одного дня, и только после этого проводить сокращения.
«А началось с конца. Давайте сейчас сократим. А что потом? Потом Москва начнет захлебываться. Меня беспокоит, что сделано все так, чтобы как можно больше людей ушло в частную медицину. Вот в этом серьезное опасение митингующих. Процессы идут необратимые. Потом возвращать будет намного сложнее», – уверен Саверский, добавляя, что это будет возвратом в средние века. Когда больной вынужден платить полную сумму сам за себя, то он может умереть, когда платить больше не сможет.
Саверский считает, что для реализации реформы необходимо объявить мораторий на увольнения, сокращения и объединения больниц и публично представить программу здравоохранения Москвы, в ней должна быть конкретика, цифры. «Мы хотим понимать, почему принимаются определенные решения, быть к этому готовыми, обсудить. И соответственно, власть должна учесть мнение общественности в ходе обсуждения, а общественность потом поддержит согласованные действия», – уверен Саверский.
Евгений Романов
Источник: vz.ru