В Минобороны непризнанной ДНР «Русской планете» объяснили причины введения военно-полевых судов для «ополченцев»
Власти самопровозглашенной Донецкой народной республики вводят на подконтрольной им территории институт военно-полевых судов с правом вынесения смертных приговоров, передает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-центр «ДНР». В Министерстве обороны «республики» объяснили это необходимостью укрепления воинской дисциплины среди ополченцев. «»ДНР» вводит в районах, находящихся на военном положении, а также районах военных действий специальный порядок организации и комплектования военных судов и судопроизводства», — говорится в сообщении.
Под юрисдикцию подобных судов попадает неподчинение приказу командира, убийство, государственная измена, шпионаж, диверсия, умышленное уничтожение имущества, мародерство, разбой, грабеж, хищение и повреждение военного имущества, уклонение от военной службы и дезертирство.
Военно-полевые суды будут рассматривать дела по преступлениям, совершенным военнослужащими «республики» в должности до командира роты включительно. Преступления, содеянные командиром батальона и выше, станут подсудны Военному трибуналу «ДНР», который также вправе рассматривать в порядке надзора дела по жалобам на приговоры военно-полевых судов.
Особо отмечается, что приговоры военно-полевых судов не подлежат кассационному обжалованию и могут быть отменены или изменены лишь в порядке надзора. Военно-полевые суды должны принять дело на рассмотрение по истечении суток после ознакомления подследственного с обвинительным заключением.
О каждом смертном приговоре в виде расстрела суд станет официально уведомлять председателя военного трибунала «ДНР» и Генпрокуратуру, которые в течение семи дней будут обязаны организовать проверку законности и обоснованности вердикта. По истечении этого срока, если его не опротестуют, приговор военно-полевого суда приведут в исполнение. Все остальные приговоры вступают в законную силу с момента их провозглашения и приводятся в исполнение немедленно.
Председатели военно-полевых судов будут подчиняться председателю Военного трибунала «ДНР», а назначаться и освобождаться от должности — по его представлению решением председателя Совета Министров «ДНР».
Фото: Андрей Стенин / РИА Новости
Ранее в непризнанной ДНР уже были случаи вынесения смертных приговоров за различные преступления, совершенные «ополченцами». В конце мая в Донецке один из лидеров вооруженных формирований «республики» Игорь Стрелков (Гиркин) издал приказ о расстреле «командира роты ополчения» Дмитрия Славова и «командира взвода ополчения» Николая Лукьянова за мародерство, вооруженный грабеж, похищение человека и оставление боевых позиций.
В августе в самопровозглашенной ДНР были приняты и опубликованы Положение о военных судах и Уголовный кодекс, где, в том числе, предусматривалась смертная казнь за особо тяжкие преступления. Глава «республики» Александр Захарченко тогда сказал, что при разработке этих документов власти «ДНР» ориентировались на российское законодательство, а введение смертной казни он назвал «предупредительной мерой». Его заместитель Александр Караман пообещал, что гуманизация уголовного законодательства «республики» произойдет тогда, «когда покончим с войной». Другой заместитель Захарченко Владимир Антюфеев добавил, что введение смертной казни является «не местью, а высшей степенью социальной защиты».
В Центре по связям с общественностью Министерства обороны «ДНР» РП пояснили, что введенное в августе Положение о военных судах до сегодняшнего дня фактически не применялось. В связи с продолжением боевых действий реализация документа, в том числе применение смертной казни, была отложена. Юрисдикция этих судов распространяется только на военнослужащих, мирного населения она не касается, заверили в военном ведомстве «ДНР».
Сейчас о военно-полевых судах вспомнили, потому что стала очевидной необходимость укрепления воинской дисциплины. «За все это время качество ополченцев желало лучшего. Они должны понять, что не нужно мародерничать, не нужно заниматься воинскими преступлениями и убегать с боевых позиций», — признались в Минобороны «республики». На вопрос корреспондента РП, как осуществлялась процедура судопроизводства в отношении «ополченцев» ранее, в военном ведомстве «ДНР» ответили, что расследование военных преступлений проходило во внесудебном порядке: «Если человек виновен, его разоружали и отводили для разбирательства в штаб и там с ним решали, что делать. Обычно отправляли рыть окопы».
Отсутствие процедуры кассационного обжалования приговоров военно-полевых судов в Минобороны «республики» объяснили «чрезвычайным характером обстановки и нехваткой времени». Судьи при этом будут назначаться из числа подготовленных «ополченцев», механизм их профессиональной подготовки, по словам представителя военного ведомства самопровозглашенной республики, «находится в процессе доработки».
Андрей Мозжухин
Источник: rusplt.ru