С исторической точки зрения в последнем российском повороте на восток нет ничего нового. «От берегов Тихого океана до гималайских вершин Россия будет главенствовать в делах не только Азии, но и Европы». Написавшего эти слова российского государственного деятеля зовут не Владимир Путин, как могут заподозрить многие, а граф Сергей Витте. Это министр финансов Александра III, написавший данные слова в служебной записке на имя своего монарха в 1893 году. Витте, ставший архитектором промышленной революции в России, запустил строительство Транссибирской железной дороги с целью освоения ресурсов восточной части России, составляющей две трети ее территории, а также, чтобы дать Москве возможность установить свое присутствие на Тихом океане в качестве великой державы.
На самом деле, русские «поворачиваются в сторону Азии» с конца 16-го века, когда они впервые перешли Уральские горы. И этот поворот совершали все ее правители один за другим, как цари, так и комиссары. Не случайно и название портового города Владивосток, который стал домом для Тихоокеанского флота России. Оно легко поддается расшифровке как «владей востоком».
Однако в сегодняшнем повороте Кремля на восток есть особая безотлагательность. Распад Советского Союза стал ударом для всей российской экономики, но для Восточной Сибири и для Дальнего Востока это была настоящая катастрофа. Стали закрываться оборонные предприятия, являвшиеся опорой региона, и начали исчезать рабочие места. Во Владивостоке ржавели вставшие на якорь боевые корабли. Сегодня эти регионы страдают от депрессии и малонаселенности. На береговой линии, равной по длине расстоянию от Флориды до Квебека, проживает менее пяти миллионов населения. А в находящемся южнее Китае 1,3 миллиарда. С точки зрения Москвы, речь уже не идет о том, чтобы «главенствовать в делах Азии» — сейчас задача заключается в сохранении целостности России.
Когда Путин вернулся в 2012 году на президентский пост, внимание к российскому востоку начало устойчиво возрастать. В центре этой восточной политики находятся заключенные недавно после двадцати лет неубедительных переговоров газовые соглашения с Китаем. Когда первый трубопровод «Сила Сибири», идущий в восточный Китай, выйдет на проектную мощность, он будет перекачивать туда газ в объемах, составляющих почти четверть российского газового экспорта в Европу за 2013 год. Если и когда будет построен второй трубопровод «Алтай» до западного Китая, общий объем может превысить 40 %.
Но отправиться на восток не значит попасть туда. На пути имеется немало значительных препятствий. Газовые месторождения и трубопроводы — колоссальные и дорогостоящие сооружения. Время от начала освоения и строительства до ввода в строй измеряется десятилетиями. Вся газовая отрасль России исторически сконцентрирована в западной трети страны. Для перемещения центра тяжести в восточном направлении надо будет с нуля создать целую новую отрасль, и быстро это не произойдет. Даже по самым амбициозным графикам «Сила Сибири» выйдет на полную мощность в 38 миллиардов кубометров только в середине 2030-х годов.
Поэтому есть мощная логика во втором российско-китайском газовом соглашении, подписанном две недели назад. Оно предусматривает создание дополнительного маршрута «Алтай», который пройдет по узкому участку между Монголией и Казахстаном, и соединится с западной оконечностью китайского газопровода, идущего с запада на восток страны.
С российской точки зрения, данный маршрут имеет вполне определенные преимущества. По нему можно будет перекачивать газ из практически безграничных резервов Западной Сибири; он будет ответвляться от существующей трубопроводной системы, и он позволит русским оперативно переключаться с европейского на китайский рынок и обратно. Этот газопровод также поможет компенсировать потери от сокращения газового рынка в Европе.
Все это потребует огромных денег. По некоторым оценкам, только на восточный маршрут уйдет оценочно до 55 миллиардов долларов. А сейчас западные санкции создали еще одно препятствие. Хотя находящаяся под контролем Кремля энергетическая компания «Газпром» не подверглась напрямую введенным на сегодня санкциям США и ЕС, косвенное воздействие этих мер на возможности России по получению кредитов оказалось неожиданно мощным. Чтобы осуществить проект «Сила Сибири», Газпрому придется обращаться за финансированием на международные рынки, а там перспективы далеки от определенности.
У Витте была аналогичная проблема. На строительство Транссибирской железнодорожной магистрали ушло более 15 лет, смета строительства в два раза превысила бюджет, и было потеряно множество людских жизней. Для финансирования проекта ему пришлось брать крупные займы за рубежом под высокие проценты.
Таким образом, привязка России к Азии в 21-м веке является, если говорить языком метафор и фактов, очередным этапом долгого поворота этой страны на восток. Но как и в прошлом, все будет происходить очень медленно, измеряясь десятилетиями. Вопреки желанию Путина создать более прочный альянс с Китаем против американского «гегемона», Россия в обозримом будущем будет ориентирована на Запад и развернута лицом к Европе — в газовой торговле, в промышленной сфере и в гуманитарных аспектах для большей части населения. России не избежать сотрудничества с Европой.
Автор статьи — старший директор информационной компании по энергетическим вопросам HIS и автор книги Wheel of Fortune: the Battle for Oil and Power in Russia (Колесо фортуны. Битва за нефть и власть в России).
Источник: inosmi.ru