Американские избиратели, передав под контроль республиканцев Конгресс в 2014 году, вновь наказали президента Обаму (похоже, правда, что он так и не понял, почему), обеспечив большинство неоконсерваторам теперь уже и в Сенате, среди которых такие ястребы, как Линдсей Грэхем и Джони Эрнст. Характерно, что совершенно непродуманная внешняя политика Обамы, прежде всего на Ближнем Востоке, сильно способствовала этому.
Свойственная политической системе США традиция претендовать на господство и эксплуатировать в своих интересах другие страны особенно ярко проявилась именно в этом регионе за годы пребывания у власти нынешнего американского президента. Воспользовавшись провалами Обамы на Ближнем Востоке, республиканцы развернули против него масштабную кампанию дискредитации, обвинив в неспособности решить сирийский и иракский конфликты, в медленном продвижении на переговорах по ядерной программе Ирана без серьезных уступок со стороны Тегерана, а также еще и в том, что он «социалист и мусульманин». При этом республиканцы проигнорировали единственный внешнеполитический успех Обамы — восстановление американской гегемонии и диктата в Европе, сильно пошатнувшийся во времена Буша-младшего.
В своей внешней политике Обама прежде всего учитывал интересы правящего класса и крупного бизнеса и даже где-то превзошел в этом своего предшественника Буша. Его предложения о демонтаже ООН, повышение градуса агрессивности НАТО и распространение сферы деятельности альянса практически на весь исламский мир, прекращение антитеррористического партнерства с Россией в борьбе против исламских радикалов, новые войны, «цветные» революции и конфликты на Ближнем Востоке, в частности, в Ираке, Судане, Ливии, Египте, Йемене и Сирии; резкое обострение ситуации вокруг Ирана; продвижение идеи «американской исключительности» и попрание норм международного права везде, где это возможно, особенно на Ближнем Востоке, стали неотъемлемой частью политической стратегии нынешнего хозяина Белого дома. Причем республиканцы готовы всемерно поддерживать любые силовые акции Обамы на Ближнем Востоке. Даже из-за того, чтобы его «утопить» и досрочно убрать с поста президента путем импичмента, а затем обеспечить избрание собственного кандидата на этот высший пост в США.
Сейчас Обама реально может рассчитывать на поддержку республиканцев в вопросе проведения наземной операции в Ираке (туда только что отправлены 1500 американских военнослужащих). Но республиканские «ястребы» при этом вовсе не самоубийцы: в прошлом году они выступили против поставок современного видов вооружений сирийским «повстанцам», а также не допустили израильского авиаудара по иранским атомным объектам, то есть, повторили то, что сделал Джордж Буш-младший в 2008 году. Они прекрасно понимают, за два года до президентских выборов не стоит выступать со слишком агрессивной политикой. Обама же, в отличие от своих противников, которые думают, что все можно решить самыми примитивными силовыми способами, неумело сочетает жесткую дипломатию, экономические санкции, подрывную деятельность, фальсификации, точечные удары и т.д. для достижения этих целей.
Это находит свое проявление в следующем: бомбардировки Сирии без санкции СБ ООН; возрождение проекта «Новый Большой Ближний Восток» и объявление утратившим силу безо всякого на то юридического основания соглашения Сайкс-Пико от 1916 года, в котором были разграничены сферы интересов великих держав на Ближнем Востоке; расширение военного вторжения в Ирак и Сирию на остальную часть региона. Не случайно в своих последних выступлениях Обама использует аббревиатуру ИГИЛ — «Исламское государство Ирака и Леванта» (включающее в себя Турцию, Палестину, Иорданию и Египет), вместо ИГИС (Исламское государство Ирака и Сирии); неожиданное заявление, сделанное через постоянного представителя США при ООН, о том, что Асад «обладает незадекларированным химическим оружием» и появившееся 12 ноября с.г. утверждение Белого Дома о том, что «без устранения Б.Асада нельзя победить ИГИЛ». Ведь это означает начало подготовки скорого вторжения в Сирию силами американских союзников в регионе (Турция, Саудовская Аравия, Иордания) при участии ВВС США и их натовских партнеров.
При этом, не только республиканцы, но и израильский премьер-министр вместе с президентом Турции и арабскими монархами Аравии откровенно радуются поражению Обамы. Израильтяне не могут простить нынешнему американскому президенту того, что в своих выступлениях он не упомянул об обязательстве оказывать им военную помощь. Сейчас, после того как недавние бомбежки, лишившие жизни около 2000 жителей сектора Газа, в очередной раз похоронили план мирного урегулирования Обамы, Израиль намерен всячески препятствовать переговорам по ядерной тематике между Ираном и США. Просочившееся в прессу секретное письмо Обамы Верховному айятолле А. Хаменаи, в котором он призывает к сотрудничеству на основе общих интересов региона, стало сильным ударом по команде американского президента, который тут же попытался все уладить, пригрозив Тегерану, что не будет продлять срока конца переговоров, намеченного на 24 ноября.
Переговоры между Тегераном и Вашингтоном пока еще не принесли ни результатов, ни договоренностей, прежде всего из-за давления и непримиримости радикалов с обеих сторон. Новая ситуация, сложившаяся в США и рост напряженности в регионе еще более осложняют и без того непростое развитие событий. Сейчас обе стороны, несмотря на то, что им необходимо прийти к соглашению, взаимно обвиняют друг друга в поддержке терроризма и затрудняют диалог. Приоритетом Обамы во внешней политике продолжает оставаться достижение соглашения с Ираном, не прибегая к военной силе. Руководители обеих стран спешат: Обаме необходимо решить эту задачу до того, как в январе сенаторы предложат ужесточить санкции в отношении Ирана — контроль над иранскими ракетами, углубленные инспекции военных объектов и положение в области прав человека — чтобы таким образом вынудить его покинуть переговоры и тем самым превратиться в «главную угрозу для планеты». Руководство Ирана, со своей стороны, добивается снятия санкций, введенных ООН по предложению США и ЕС и значительно ослабивших экономику страны. В интересах Тегерана и Вашингтона прийти к всеобъемлющему соглашению, пусть даже оно будет носить временный характер, чтобы затем постепенно уточнять детали.
Но вполне вероятно также, что Обама прекратит свои попытки, полагая, что договоренность с Ираном удовлетворит лишь небольшую часть политических кругов, вызвав при этом раздражение в обеих палатах, а также Израиля, Саудовской Аравии и их лобби. Он учитывает, что после десятилетий пропагандистской обработки общественность в целом настроена враждебно по отношению к Ирану и испытывает большие симпатии к республиканцам, а также то, что обе палаты могут отменить любой договор, подписанный единолично президентом, как только истечет его срок.
Не случайно Обаму сейчас издевательски называют в США «самой хромой из всех хромых уток». Он – откровенный «лузер», который полностью провалил американскую внешнюю политику, прежде всего на Ближнем Востоке. И, судя по всему, пытаясь поправить свой авторитет внутри Америки, Обама начнет новые авантюры в этом регионе, прежде всего войну по свержению Б.Асада в Сирии и силовой прессинг на Иран для разжигания там «цветной» революции, если Тегеран в оставшиеся до 24 ноября дни не пойдет на кардинальные уступки США.
Так что Ближний Восток продолжит сотрясаться от очередных глупостей нынешнего хозяина Белого Дома.
Виктор Титов
Источник: ru.journal-neo.org