Страны БРИКС имеют все предпосылки к тому, чтобы стать к 2030 году ведущим политическим и экономическим авангардом мирового развития. Такой вывод сделан в научном докладе «Перспективы и стратегические приоритеты восхождения БРИКС», который подготовила группа ученых из ведущих российских университетов и научно-исследовательских институтов. На пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» 18 ноября состоялась презентация данного научного труда, подготовленного к VII саммиту БРИКС, который состоится 9-10 июля 2015 года в Уфе. Во встрече с журналистами приняли участие авторы документа — член Президиума РАЕН, академик, руководитель авторского коллектива Юрий Яковец, директор Института Латинской Америки, член-корреспондент РАН Владимир Давыдов, генеральный директор Института экономических стратегий Александр Агеев, главный научный сотрудник МГУ им. М.В. Ломоносова, иностранный член РАН Аскар Акаев и академик, член президиума РАЕН Константин Колин.
Возвращаясь к исходному тезису авторов доклада, — о ведущей политической и экономической роли БРИКС к 2030 году, — добавим, что по их утверждению, альтернативы этому нет. Почему? Если коротко, то потому, что в XXI веке развитие авангардных стран будет определяться технологическим прогрессом, и страны БРИКС по совокупным показателям выходят на ведущие позиции. Эти данные представлены в 400 страничном докладе, над которым трудились 30 ученых из девяти исследовательских институтов и шести университетов России. В рекордно короткий срок – за три месяца, — они смогли подготовить свои выводы, как отметил руководитель группы Юрий Яровец. «Серьезный синергетический научный эффект доклада — это не только собрание новых идей и мыслей, но по ряду положений – мы вышли на научный прорыв, открыв пять новых положений», — отметил ученый. Все их Юрий Яровец назвал. Первый вывод заключается в том, что, проанализировав восходящую динамику развития стран БРИКС, а также стран «Большой семерки», которые можно (по крайней мере, три из них) рассматривать, как нисходящее «крыло», что подтверждают и данные Всемирного банка (The World Bank), оказалось, что обе группы стран находятся в разных исторических эпохах. Первая четверть XXI века охарактеризована сменой циклов, начиная от цивилизационных. «Это означает, что сейчас мы живем в период исторических разломов, в период смены ряда циклов. Прежде всего, цивилизационных циклов – 200 летняя цивилизация, которая возникла на базе промышленной революции, находится в стадии заката, разложения, в то время как группа БРИКС находится на восходящей волне цивилизационного цикла», — сказал Ю.Яровец. Разлом в данном случае означает состояние, при котором новые модели развития для своих стран и мира, которые могли бы восстановить справедливое соотношение сил в мировой экономике, этими странами ещё не созданы.
Второе положение утверждает, что БРИКС не просто стандартное международное объединение стран, а объединение нового поколения, есть цивилизационное объединение, т.е. охватывает не только политику, экономику, технологии, но и систему цивилизационных ценностей. Это индивидуальные системы ценностей, но при этом это объединение нового поколения не основано на принципе доминирования. Оно основано на паритете и партнерстве цивилизаций, государств, лидеров государств, поколений и социальных слоев. «Период доминирования Запада заканчивается, а такие объединения, как БРИКС, будут иметь перспективу. Идет перемещение творческой активности на Восток», — заявил Юрий Яровец. Третий вывод заключается в том, что в основе восхождения БРИКС лежат глубокие исторические законы и в первую очередь — закон колебаний исторического маятника. Как пояснил академик Яровец, в течение тысячелетий и столетий исторический маятник – центр цивилизационного процесса — перемещается. Мы наблюдаем это сегодня. Согласно четвертому положению, которое предлагают ученые в содружестве с группой Аскара Акаева, по их прогнозу, сдвиг, который происходит сейчас, неслучаен. Взяты статистические данные Всемирного банка за 12 лет — с 2000 по 2012 годы. Оказалось, что в этот период в странах со средним уровнем развития, а это 5 млрд. человек планеты, т.е. 70% населения мира, руководителями являются лидеры стран БРИКС – Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки. Сравнивая их со странами с высоким уровнем дохода, так называемым «золотым миллиардом» – 1 млрд. 300 миллионов человек, т.е. 17 % населения планеты, выявляется разрыв в темпах роста ВВП. Так за это время в 90-е годы разрыв был в 1, 65 раза выше в пользу стран со средним уровнем доходов. А за 12 лет (с 2000 по 2012 ) разрыв в ВВП составил 3,5 раза. А если считать по критерию национального дохода, который точнее отражает экономику, то разрыв — в 3,8 раза. «Это неслучайно, — утверждает академик, опираясь на выводы доклада. – «Если взять другие статистические данные – о валовом накоплении, то здесь картина сложилась такая: разрыв был в 1,7 раз, а за эти 12 лет разрыв вырос уже в 14 раз! Причем «на полюсах» стоят Китай, где больше 13% национального дохода, а с другой стороны — Япония -1,5%, а в США – 0%».
Даже и по первым трем положениям авторы делают выводы: исследование показало, что это неслучайные колебания, а долгосрочная тенденция. «Страны «золотого миллиарда» попадают в ловушку, а в странах демократии все вопросы решаются большинством», — пояснил Ю.Яровец, логично подводя слушателей к пятому положению доклада. Оно гласит: великая историческая миссия БРИКС выходит в авангард человечества на новом этапе развития. И для того, чтобы объединение БРИКС смогло осуществить в полной мере свою стратегическую миссию, необходимо выработать систему стратегических приоритетов. Они подготовлены Россией к VII саммиту БРИКС, который состоится в июле 2015 года. Россия рекомендует опираться не на экстенсивные источники для развития своих стран, а на интенсивные. Например, Китай на 10% в год увеличил число научных работников. И сразу в 20 раз увеличилось количество научных изобретений. Разработано 18 «дорожных карт» по научному прогрессу в КНР — это за 12 лет. Вместе с тем, в Индии – отрицательные показатели по этим направлениям. В ЮАР – низкий показатель научного потенциала. В докладе указано, что страны БРИКС обладают богатыми стратегическими ресурсами, но нужно укреплять ресурсную базу. Серьезна продовольственная проблема в странах БРИКС, ресурсы есть, уровень занятости большой, но уровень производственного показателя низкий. Одно из стратегических направлений связано с гуманитарной сферой — надо поднимать уровень образования. В мире порядка 70% молодых людей без работы. Вместе с тем Ю.Яровец утверждает: «Уровень культуры по сумме БРИКС – высочайший, но главное отбиться от уничтожения культурного наследия в этих странах, преодолеть негатив и агрессию массовой культуры».
Ученые видят будущее БРИКС в его институализация. Оно должно стать крупноформатным объединением, опирающимся на хорошую научную базу. В этой связи, необходимо вместе выступать на международных площадках. Позитивный опыт уже есть. В ноябре в Брисбене перед началом саммита Большой двадцатки собралась группа БРИКС. На встрече обсуждался вопрос в учреждении нового банка развития БРИКС, был решен вопрос о пуле резервных валют. «Нам нужно повышать влияние БРИКС на процессы в мире, которым отчаянно сопротивляется Запад», — сказал академик Ю.Яровец.
Его коллега Владимир Давыдов развил тему взаимодействия в отношении институализации БРИКС. «Я думаю, есть немало проектов, вокруг которых должна консолидироваться БРИКС, в том числе и вокруг энергетического», — сказал член-корреспондент РАН В.Давыдов. По его мнению, вызов, перед которым сейчас находится Россия и Бразилия – это поиск новой модели развития. В рамках БРИКС очень важно обеспечить такое взаимодействие, которое способствовало бы правильному выбору стратегии развития всех стран-членов, т.е. взаимодействию на коллективной основе. «Идет очень интенсивный диалог, обмен мнениями, — это неизбежное следствие молодости БРИКС. Пришло время консолидации всех стран БРИКС в повестке дня, консолидации вокруг ключевых проектов всех стран-членов, которые имеют стратегическое значение для них», — полагает В.Давыдов.
Убедительно доказывает ученый возрастающую роль молодого образования на политической карте мира. По его мнению, найдена адекватная формула организации пяти стран. «БРИКС представляет пять крупнейших цивилизационных ареалов, и с этой точки зрения, несомненно, возрастает его значение и его моральное право перестраивать существующую систему глобального регулирования. Это не просто пять крупных экономик, это пять ведущих цивилизационных восходящих ареалов», — заявляет Владимир Давыдов. Ученый предупреждает о возрастающем в этой связи раздражении со стороны Запада, которое возникает и в идеологическом, в интеллектуальном и в политическом плане. В публикации журнала «The Economist» за ноябрь 2014 года, расписана ситуация в Бразилии и России с точки зрения якобы падения динамизма развития их экономик. «Критики с Запада сами себе противоречат, говоря об общем кризисе БРИКС. Нельзя говорить о синхронности событий, когда перед этим говорилось о совершенном различии цивилизационных моделей. Мы утверждаем, что это (различие) не отрицание возможностей, а наоборот – база, предпосылка для взаимодействия стран БРИКС», — утверждает В.Давыдов.
Существенную разницу в подходах и позиции российских ученых и западных экспертов в отношении БРИКС видит В.Давыдов. «Они рассматривали это образование как объект воздействия на мировые процессы. А мы рассматриваем страны БРИКС, как субъекты международных отношений, претендующие на то, чтобы обновить систему глобального регулирования», — подчеркивает принципиальную позицию российских ученых В.Давыдов. Таким образом, вызов, перед которым сейчас находится Россия и Бразилия – это поиск новой модели развития. «Думаю, что в рамках БРИКС очень важно обеспечить такое взаимодействие, которое способствовало бы правильному выбору стратегии развития всех стран-членов, т.е. взаимодействию на коллективной основе», — полагает ученый. Авторы доклада отмечали высокую активность интенсивного диалога, обмена мнениями в рамках БРИКС, как неизбежное следствие молодости данного объединения стран. Пришло время консолидации всех стран БРИКС в повестке дня, вокруг ключевых проектов в рамках БРИКС, которые имеют стратегическое значение для всех стран этого объединения. «Я заражен энтузиазмом по поводу БРИКС», — заключил свое выступление член-корреспондент РАН Владимир Давыдов.
Не менее оптимистично по поводу перспектив БРИКС выступил Аскар Акаев. Ученый отметил, что под руководством выдающегося математика Виктора Садовничего, подготовлен долгосрочный прогноз о том, куда идет БРИКС. По результатам комплексного моделирования развития БРИКС, выяснилось, что первое десятилетие существования объединения, эти страны легко преодолели мировой кризис. При этом, как отметил Аскар Акаев, по всем параметрам очевидно, что страны БРИКС не только способны закрепить свои успехи, но и стать к 2030 году ведущей политической силой и экономическим авангардом мирового развития. Отметив, что, проводя исследование, ученые рассматривали много сценариев не только благоприятного развития стран БРИКС, но и условия, при которых страны Запада будут тормозить развитие БРИКС, стараясь погасить набираемый динамизм. Вместе с тем рассматривались и так называемые ловушки. Аскар Акаев на примере одной из них – «ловушки средних доходов», показал, что такие ловушки миновали очень немногие страны. Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг впервые вошли в клуб богатых стран, сумев преодолеть «ловушку средних доходов».
Вместе с тем ученые рассматривали и ловушку, связанную с дефицитом технологий, инвестиций, сбережений, с неравномерностью распределения доходов. Они пришли к выводу, что во всех авангардных странах мира сегодня колоссальная поляризация в доходах различных слоев населения. «При всех ловушках мы видим, что страны БРИКС преодолевают их успешно и к 2050 году становятся ведущей мировой геополитической силой с экономической мощью, несравнимой с остальным миром», — заявил Аскар Акаев. Ученый сказал журналистам, что много лет занимается вопросами конвергенции (схождение в одной точке) процессов и утверждает, что конвергенция идет сегодня. «Состоится ли великая конвергенция»? – риторически поставил вопрос А.Акаев. 250 лет назад в середине XVIII века состоялась великая дивергенция, когда промышленная революция позволила Западу оторваться в развитии от всего мира и добиться великой дивергенции, продлившейся до Второй мировой войны. А затем началась конвергенция. Она усилилась в 2000 годы, благодаря Китаю, и «маятник» истории качнулся с Запада на Восток.
По словам А.Акаева, к 2050 году состоится великая конвергенция, т.е. колесо истории сделает полный поворот и на новом витке исторической спирали мир товаров и услуг переместится в Азиатско-Тихоокеанский регион, в Юго-Восточную Азию. «Это закономерность», — заявил А.Акаев, посулив Китаю великое будущее. По его прогнозам, а точнее, по прогнозу группы ученых под его руководством, КНР через 10 лет станет лидером по всем параметрам и достигнет высоких средних доходов, затем успешно начнет штурм высоких доходов, потому что в КНР идет технологический прорыв. В середине 2030-х годов КНР станет высокоразвитой страной средних доходов. А конфуцианские и буддийские ценности, отметил А.Акаев, позволяют достойно жить при средних доходах, достойно представлять мир. Обобщением исследований относительно БРИКС является вывод: БРИКС уже является центром кристаллизации нового миропорядка. По мнению ученых, баланс сил будет неуклонно расти в пользу стран БРИКС. В ближайшие 7 лет по совокупной экономической мощи эта группа стран превзойдет государства Запада, меняя соотношение в рамках G20. Они будут создавать условия для справедливой глобализации «с человеческим лицом». «БРИКС приведут мир к справедливому миропорядку и гармонизации», — заявил А.Акаев. – «В мире будет более комфортно, уютно, меньше оснований для войн, будет преобладать «мягкая сила». К 2015 году G7 полностью проиграют свое лидерство. За БРИКС — будущее справедливого миропорядка и справедливая глобализация в интересах всего мира. БРИКС выиграет борьбу за лидерство».
В унисон своим коллегам доказательства жизнеспособности и восходящих перспектив БРИКС дал генеральный директор Института экономических стратегий Александр Агеев. Он видит первостепенную задачу для стран группы БРИКС в том, чтобы а) сформировать новые модели развития для своих стран и мира и б) восстановить справедливое соотношение в мировой экономике. Яркий пример: США в тот момент, когда немецкие войска захватили Париж, а это было в 1871 году, занимали скромную долю — 2% мировой экономики. К 1950 году XX века произошел выход США на первые позиции в мире. Всё поменялось потому, что была «включена» новая модель развития, притом несправедливого развития – «жертв и бенефициаров». А.Агеев предложил поразмышлять о стратегиях, которые создают «жертву». Такие стратегии отличаются вторичностью мечты для «жертв». Статус «жертвы» строится на подавленном состоянии, у государства нет мечты.
Объединение БРИКС строится на паритетных и партнерских началах. Отсюда и стратегические модели развития, которые они формируют, строятся на гармонии, на совершенствовании сил, а не на финансовых «пузырях». Главные приоритеты стран БРИКС, а также всего мира в том, чтобы не позволить развязать новую мировую войну. Второй приоритет в том, чтобы соотношение сил в рамках объединения и в мире в целом гармонично менялось в пользу более справедливого мирового порядка. Приоритет стран БРИКС и в том, чтобы сделать рывок в инновационном и технологическом развитии, вопреки тому, что сейчас очень многое строится на монополизации ресурсов развития в совершенно другом мире. Эти ресурсы развития – ученые, инженеры, конструкторы — должны быть выращены здесь, (применительно к России) у нас, научные школы, надо восстановить и создать заново за счет кооперации стран БРИКС. Третий приоритет — это доказательство дееспособности: государства БРИКС должны проявить свою стратегическую способность правильно прогнозировать, строить идеалы, правильно оценивать себя и других. «Не позволять оценивать себя другим и опираться на эти чужие оценки, они выстраивают чужие ориентиры развития», — предостерег А.Агеев, приводя пример Китая. КНР демонстрирует самоидентификацию, независимость от чужих оценок. И еще А.Агеев отметил едва ли не решающий фактор: «Важно выстроить Мечту. Она должна быть первичной, высокой, гуманитарной и интегральной». Развивая эту гуманитарную, основополагающую мысль для создания новой модели развития, А.Агеев сказал: «Один из, возможно самых главных дефицитов современного мира — это дефицит понимания. Если будет понимание, будут правильные стратегии, а значит, — правильные инструменты, а они дают правильные институты и системы, а значит – правильные результаты». Подводя итоги научным обоснованиям восходящих перспектив БРИКС, ученый подчеркнул главный фактор мотивации для каждой из стран объединения: «Энергия нации проявляется в прорыве, который стимулируется первичностью мечты».
Елена Студнева
Источник: interaffairs.ru