Пилотируемый корабль «Союз ТМА-15М» с международным экипажем новой экспедиции стартует в полночь на 24 ноября с космодрома Байконур к Международной космической станции (МКС), сообщает ТАСС со ссылкой на Роскосмос.
Одной из особенностей этого старта станет то, что ракета-носитель «Союз-ФГ» с кораблем «Союз ТМА-15М» будет запущена с 31-й площадки, а не с первой («Гагаринской»), в связи с проведением плановых ремонтных работ инфраструктуры стартового комплекса номер 1.
Стартовый комплекс площадки номер 31 — дублер «Гагаринского» старта — был введён в эксплуатацию в 1962 году. С него осуществляются пуски ракет-носителей «Союз» с космическими аппаратами различного назначения в рамках Федеральных космических программ и международных проектов, а также грузовых кораблей «Прогресс». Всего с этого стартового комплекса выполнено 379 пусков, из которых 13 — пилотируемые.
Впервые с 1984 года пилотируемый корабль («Союз ТМА-06М») стартовал с 31-й площадки в октябре 2012 года. До этого все пилотируемые пуски осуществлялись с «Гагаринского» старта.
Еще одной особенностью этого старта будет участие в экспедиции астронавта Европейского космического агентства (ЕКА) Саманты Кристофоретти. Это первый астронавт-женщина из ЕКА, которая полетит на МКС за последние 13 лет. Предыдущая представительница прекрасного пола из Европы — француженка Клоди Эньере — летала на станцию в 2001 году.
Пилотировать корабль «Союз ТМА-15М» будет российский космонавт Антон Шкаплеров. Он и его коллеги — Кристофоретти и американец Терри Вёртс — на борту орбитальной станции присоединятся к Александру Самокутяеву, Елене Серовой и Барри Уилмору, которые работают на МКС с сентября этого года. Планируется, что новый экипаж будет находиться на орбите 169 суток.
«Союз ТМА-15» совершит стыковку с МКС по укороченной, шестичасовой схеме — уже в 05:50 по московскому времени 24 ноября «причалит» к российскому модулю «Рассвет» (МИМ-1) орбитальной станции. Среди преимуществ укороченной схемы — то, что экипажу не приходится адаптироваться к невесомости в замкнутом пространстве корабля «Союз», где, к тому же, довольно холодно. Состояние невесомости начинает сказываться на организме человека примерно через пять часов, то есть привыкать к отсутствию веса космонавты будут уже на МКС — в комфортных условиях. Первый пилотируемый полет по укороченной схеме (корабль делает всего четыре витка по орбите) совершил экипаж «Союз ТМА-08М» в марте 2013 года.
Новому экипажу предстоит выполнить обширную программу научно-прикладных исследований и экспериментов (более 100), запланированы работы с российскими грузовиками «Прогресс» и европейским кораблем ATV-5. Выходов в космос по российской программе не планируется.
Новый экипаж МКС продолжит традицию рассказывать людям об экспериментах и своей жизни в космосе в блогах и соцсетях. «Есть хорошая традиция вести блоги. Я продолжу вести блог, буду выставлять фотографии, заметки, что-то буду писать о жизни на станции, чем мы там занимаемся», — сказал командир транспортного космического корабля «Союз ТМА — 15М Антон Шкаплеров. Он уточнил, что будет вести блог на сайте Роскосмоса, страницу в Twitter и Instagram.
Его коллеги астронавты EKA Саманта Кристофоретти и NASA Терри Вёртс также планируют рассказывать о своей жизни и работе на станции с помощью соцсетей. «Надеюсь, что у меня будет время и возможность как можно больше общаться и рассказывать о жизни на МКС в Интернете», — сказала Кристофоретти.
Она также сообщила, что ее больше всего интересует эксперимент по исследованию качества сна и работы гипофиза в космосе, «поскольку мы знаем, что сон в космосе отличается от сна на Земле».
Астронавт ЕКА также пошутила, что не будет испытывать неудобств от пребывания на одной станции с другой женщиной — космонавтом Роскосмоса Еленой Серовой, «так как на МКС две кухни и всем хватит места».
Вдоль всей траектории полета на случай экстренной посадки «Союз ТМА-15М» будут страховать военные и гражданские самолеты и вертолеты.
В поисково-спасательном обеспечении старта «Союза» принимают участие около 200 военнослужащих, 14 вертолетов Ми-8 со спецоборудованием на борту, 4 самолета Ан-12 и Ан-26 и 15 единиц автотехники, включая 4 поисково-эвакуационные машины повышенной проходимости, сказали в пресс-службе ЦВО.
Авиационные силы, средства поиска и спасения 2-го командования ВВС и ПВО Центрального военного округа (ЦВО) сегодня перебазированы на оперативные аэродромы вдоль траектории полета транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-15М» в Байконуре, Аркалыке, Джезказгане, Караганде, Горно-Алтайске и Кызыле.
Источник: newsru.com