Над многострадальным Донбассом продолжают сгущаться грозовые тучи. Теперь это не только экономическая блокада и нарастающая военная угроза, но и неослабевающая дипломатическая изоляция региона со стороны Киева.
Руководство и население самопровозглашенных республик связывало большие надежды с прошедшими в «ДНР» и «ЛНР» 2 ноября выборами. Тогда, как известно, были избраны «главы республик» и «депутаты парламентов». Таким образом, республики Донбасса сделали еще один шаг на пути легитимации собственной власти. Но официальные взаимоотношения «ДНР» и «ЛНР» с Украиной не стали более определенными.
Впрочем, в этом следует винить результаты других выборов – в украинский парламент. Изначально теплилась слабая надежда на то, что на волне антироссийских настроений Блок Петра Порошенко сорвет электоральный куш и сформирует мощную коалицию, а то и вовсе полностью возьмет под контроль Раду, после чего президент подпишет окончательные соглашения по статусу самопровозглашенных республик.
Но сказать, что БПП показал очень слабый результат, это не сказать ничего. После выборов в Верховную Раду стало очевидно, что президентская коалиция с победившим «Народным фронтом» премьера Яценюка будет крайне неустойчивой. А самое печальное для Порошенко – он стремительно лишается кредита доверия, который украинцы щедрым авансом выписали ему еще в июне.
Пожалуй, лучшее, что может сделать сегодня для спасения своей репутации Порошенко – это пойти ва-банк и активизировать боевые действия на востоке страны. И потому ситуация на Донбассе сохраняется очень и очень напряженная. Да и неспроста же Киев несколько последних месяцев перебрасывал технику к границам «ЛНР» и «ДНР».
Похоже, чувствуют неладное и в Москве, о чем свидетельствуют недавние тревожные заявления главы российского МИДа. По словам Сергея Лаврова, Киев может готовить почву для военного вторжения на Донбасс, в связи с чем, собственно, и было принято решение об экономической блокаде восточных регионов Украины.
«Есть такая мысль, что за этим указом стоит стремление не только экономически и социально задушить этот регион, но и подготовить почву для очередного военного вторжения и для очередной попытки решить проблему силовым путем» (Сергей Лавров, глава МИД РФ).
Вместе с тем существует мнение, согласно которому отказ Киева от выполнения социальных обязательств на востоке Украины, так или иначе, приведет к признанию особого правового статуса «ДНР» и «ЛНР». К тому же, невзирая на жесткую экономическую блокаду со стороны Украины и высокие риски возобновления активных боевых действий на Донбассе, государственное строительство не прекращается там ни на минуту.
Так, например, совсем недавно глава самопровозглашенной «Донецкой народной республики» Александр Захарченко представил список обновленного правительства. Всего назначения получили 16 министров. В частности, «министром обороны» был назначен Владимир Кононов, «министром государственной безопасности ДНР» стал Андрей Пинчук, «министерство внутренних дел» возглавил Олег Береза, а портфель «главы МИДа республики» достался Александру Кофману.
Сформировано правительство и в «ЛНР», руководителем которой 2 ноября был избран Игорь Плотницкий. Совет министров так же насчитывает больше дюжины позиций. Что касается ключевых, то во главе «оборонного ведомства ЛНР» стал Александр Беднов. «Министерство внутренних дел» республики возглавил Юрий Ивакин. «Минюстом ЛНР» заведует Денис Козорез.
Следует особо подчеркнуть, что после появления в обеих республиках постов министров иностранных дел и учреждения соответствующих дипломатических ведомств перспективы международного признания «ДНР» и «ЛНР» стали выглядеть еще более реалистично.
Недавно президент Южной Осетии Леонид Тибилов поручил Министерству иностранных дел своего государства установить дипломатические отношения с «ДНР» и «ЛНР». По мнению Тибилова, признав ноябрьские выборы в республиках, его страна заявила о себе «как о самостоятельном независимом государстве с собственным видением политических процессов в мире».
Очевидно, что Южная Осетия – первое, но далеко не последнее государство на планете, которое будет выстраивать дипломатические отношения с непризнанными пока «ДНР» и «ЛНР». Вполне можно предположить, что уже очень скоро этому примеру последуют и частично признанная Абхазия, и непризнанная пока Приднестровская Молдавская Республика.
Безусловно, говорить об официальном международном признании самопровозглашенных республик Донбасса пока еще слишком рано. Но вместе с тем нельзя отрицать, что после ноябрьских выборов власть самопровозглашенных республик легитимировалась. Избранные представители народа Донбасса получили мандат для решения практических задач по восстановлению нормальной жизни в регионе.
Все эти факторы, хотим мы того или нет, формируют действительные предпосылки к тому, чтобы самопровозглашенные и пока никем не признанные государства могли состояться. И чем успешнее они будут продвигаться в этом направлении, тем актуальнее будет включение в повестку дня вопроса об их политическом признании.
Евгений Димитраш
Источник: comments.ua