«Русская планета» выясняла, может ли Иран договориться с Западом, Россией и Китаем о своей ядерной программе

Переговоры по иранской ядерной проблеме продлены до конца июля следующего года, сообщает Reuters. Об этом агентству сообщил министр иностранных дел Великобритании Филип Хаммонд. Его российский коллега Сергей Лавров заключил, что в Вене, на встрече глав дипломатических ведомств Ирана и шести государств (России, Великобритании, США, Китая, Германии и Франции), «есть существенный прогресс» по достижению соглашения.

Предыдущий срок принятия соглашения по ядерной программе Ирана истек 24 ноября. Ранее поступали сообщения, что стороны не смогли договориться по большинству пунктов повестки дня и подписание итогового документа, который бы гарантировал исключительно мирный характер иранской ядерной программы, в установленный срок не состоится.

Переговоры продолжаются с 24 ноября 2013 года, когда в Женеве было подписано промежуточное соглашение, в соответствии с которым Иран взял на себя обязательство ограничить ядерную программу и допустить на свои ядерные объекты специалистов МАГАТЭ в обмен на смягчение режима санкций. С прошлой недели участники диалога по иранской ядерной программе ведут консультации в Вене для уточнения и пролонгации достигнутых год назад договоренностей. 

Ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН, политолог Алексей Фененко считает, что на этих переговорах существенного прогресса ожидать не следует. «Они идут уже 12 лет без какого-либо особенного успеха в вялотекущем режиме, поэтому вряд ли что-либо может измениться». По его мнению, такая ситуация выгодна прежде всего США, поскольку наличие исходящей от Ирана «ядерной опасности» оправдывает присутствие американских вооруженных сил в регионе и позволяет воздействовать на арабские государства Ближнего Востока.

Во внутренней политике США демонизация Ирана также способствует укреплению позиций нынешней администрации, полагает политолог. И даже появление в этом году «Исламского государства» как нового фактора в ближневосточной политике Фененко тоже считает выгодным Вашингтону. По его словам, американцы заинтересованы в сохранении очагов нестабильности вокруг Ирана в целях его ослабления. «Если бы США действительно хотели покончить с исламистами, они бы попросту разбомбили их. Однако этого почему-то не происходит», — сказал Фененко.

В этом с ним солидарен генеральный директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров. По его мнению, стороны переговоров не пришли к соглашению в отведенный для этого срок из-за того, что в нем не заинтересованы США. Он отметил, что США должны учитывать те обязательства, которые у них есть перед партнерами, Саудовской Аравией и Израилем, а подписание соглашения с Ираном в эти обязательства не входит.

«Переговоры ведутся не по линии «шестерки», они ведутся между Америкой и Ираном. У России и Китая к ядерной программе Ирана претензий нет, а Великобритания, Франция и Германия высказывают позицию, солидарную с США», — отметил Сафаров.

Иного мнения придерживается эксперт Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Ирина Федорова. По ее словам, сейчас идет торг между Ираном и США. Тегеран хочет в обмен на свои уступки по ядерной программе добиться одновременного и полного снятия всех санкций. «Очевидно, это невозможно. Ведь есть международные санкции по линии ООН, но есть и санкции по линии двухсторонних отношений, которые тоже быстро отменить не так-то просто. Иран еще пытается получить по максимуму, используя резкое ухудшение отношений России с США из-за событий на Украине, на что Запад пока не идет», — поясняет эксперт. По ее мнению, такая ситуация может продолжаться достаточно долго, пока не произойдет нечто, что может повлиять на позицию как Ирана, так и Запада.

Федорова уверена, что прорыв в этих переговорах нужен всем их участникам. «Это нужно Ирану, экономика которого за последние годы сильно пострадала от санкций, что вынудило Тегеран в прошлом году пойти на существенные уступки мировому сообществу. Это нужно Бараку Обаме, который стремительно теряет популярность внутри страны. Но очень много факторов против этого — это и консервативные круги в Иране, и республиканская оппозиция внутри американского истеблишмента, которым достижение компромисса невыгодно», — уверена она.

Если прогресса на переговорах в обозримом будущем не удастся достичь, это ослабит позиции нынешнего относительно либерального иранского президента Хасана Рухани и усилит консервативно-реакционные группировки в руководстве страны, считает Федорова. Тогда позиция Тегерана, который в последнее время проявлял гибкость, может резко ужесточиться. В этом случае, по мнению эксперта, весь переговорный процесс вокруг иранской ядерной программы окончательно зайдет в тупик.

Андрей Мозжухин, Амалия Затари

Источник: rusplt.ru


Читайте также:

Добавить комментарий