На трехмесячный митинг в киевском центре приезжало множество визитеров из стран ЕС и других демократических государств. В декабре 2013, в январе и феврале 2014 его почтили своим вниманием депутаты Европарламента и сенаторы США, бывшие политики и действующие министры, представители международных организаций широкого профиля. Среди иноземных гостей Евромайдана было много медийных и политически значимых фигур. В том числе глав дипломатических ведомств европейских стран, от Швеции и Литвы до Эстонии и Польши. С морозной сцены были высказаны килотонны бравурных призывов, сотни ярких лозунгов, тысячи авторитетных обещаний – дабы проиллюстрировать блистательные перспективы мятежа.

Дабы объявить уличное бесчинство благородной революцией. Дабы оправдать решение судеб миллионов людей группами разношерстных маргиналов. Дабы выдать бездумное разрушение за общенародное созидание. Дабы разжечь костер обоснованного недовольства до стихийного пожара. Предполагая/надеясь/делая вид, что речь идет об управляемом пламени каминного масштаба.

Все пылкие речи, огненные призывы и всполохи об ассоциативном будущем к зиме 2014 порядком позабылись. Точнее, о них предпочли забыть новые киевские власти, чему помогла вся мощь управляемых СМИ. Если уж требование избавиться от властного засилья олигархов осуждено на забвение и вычеркнуто из истории событий. Точно так же, как фамилия ныне действующего президента Украины вычеркнута из числа основателей опальной партии регионов, стерта из всех доступных источников (вплоть до ru.wikipedia.org). Надо полагать, что такой же цензурной реакции в духе Оруэлла заслуживают последние речи европейских дипломатов и руководителей.

Еще неделю назад президент Чехии М. Земан, едва закончив объятия с П. Порошенко в формате «Вышеградской четверки», раскритиковал саму идею экономической помощи Украине со стороны ЕС. В том смысле, что не в коня будет корм. И вообще состояние лошадки требует не мешка с кредитным овсом, а свинцового милосердия. Глава чешского государства вполне разумно сравнил нынешнее состояние отношений ЕС-РФ со стратегией loss-loss, при которой в гарантированном проигрыше остаются оба участника конфликта. За что пришлось объясняться послу Чехии в стольном граде Киеве – власти ассоциируемой страны проявили редкую обидчивость.

Венгерский премьер-министр В. Орбан всеми фибрами души приветствует вступление Украины в евроинституты. Но лишь после того, как будет установлен источник спонсорских вливаний объемом 25 млрд. ежегодных евро на нужды интеграции восточного соседа. Сама Венгрия готова искать сей волшебный источник, но не наполнять его даже мизерными долями процентов. Силы требуются на сооружение совместных с РФ АЭС и на прокладку Южного потока. А там и реверс газа на Украину станет реальнее, раз уж Киев ищет окольных путей и дополнительных затрат.

Французский государственный секретарь по европейским делам А. Дезира призвал отказаться от противостояния и вернуться к дипломатическому урегулированию. Стабилизация на Украине, по мнению мсье Дезира, невозможна без диалога внутри страны и без сотрудничества с РФ. Несколько отличается от прошлых завываний «Не вмешивайтесь в европейский выбор сопредельных стран!», «Государство имеет монополию на применение силы к сепаратистам!», не так ли?

Новый ЕС-комиссар по иностранным делам Ф. Могерини еще при вступлении в должность шокировала евроястребов и майданных патриотов своими сомнениями в эффективности антироссийских санкций. И продолжила «соглашательскую слабость» желанием сочетать торгово-экономические ограничения с налаживанием диалога с Россией и проведением глубоких преобразований на Украине. Подобная триединая цель внешнеполитических усилий обладает глубоким внутренним противоречием. Нельзя запрячь в телегу дипломатии коня угроз, диктаторскую рысь и трепетную лань уважительного диалога. Результат усилий описан еще дедушкой Крыловым в басне о лебеде, щуке и раке. Но последние требования Ф. Могерини вернуть Донбассу особый статус дают основания полагать, что одностороннее поддакивание Киеву ушло в небытие вместе с отставкой К. Эштон.

Премьер-министр Норвегии Э. Солберг посетила Киев, где произнесла много приятных слов по адресу новой украинской демократии. И подчеркнула замораживание политических контактов Норвегии с РФ. Они заморожены еще с весны этого года, но истина от повторений не тускнеет. А октябрьский визит на север Норвегии главы российского МИД к заморозке отношений не относится. Практика же торгово-экономического партнерства Норвегии и Украины свелась к тайному контракту между Нафтогазом и Statoil. Согласно нему по несуществующим и пока не спроектированным трубопроводам украинские потребители получат виртуальный природный газ. Еще Норвегия поможет Украине обеспечить безопасность ядерных объектов на общую сумму 44 млн. долларов. Это чрезвычайно актуальная помощь от страны, никогда не обладавшей действующим ядерным реактором, даже миниатюрным или исследовательским. В деле обеспечения безопасности 15 мощных и порядком изношенных реакторов на четырех украинских АЭС норвежский опыт очень «пригодится».

Славный откровенным красноречием экс-министр иностранных дел Польши для поправки личного финансового недомогания выступает с серией лекций в престижных западных вузах. Свое выступление в Гарварде пан Сикорский посвятил клубку украинского кризиса и жестко заклеймил виновников в его запутывании (кто бы это мог быть?). Бывший руководитель польской дипломатии посвятил самой Украине немного лекционных слов. Главные из которых сложились в формулировку, что страна должна помочь себе сама, достойно пройдя (в последний) путь болезненных реформ.

Общий тренд европейских политиков по отношению к украинским проблемам очевиден. Наиболее четко его сформулировал министр иностранных дел Германии в воскресном (23.11.2014) интервью журналу Spiegel Online. Глава дипломатии промышленного и финансового лидера ЕС так обрисовал свое отношение к задачам и перспективам Украины:

«Киев должен провести глубокие политические и экономические реформы…работать над которыми предстоит не одному поколению украинцев. Поэтому все разговоры о вступлении Украины в ЕС следует признать спекулятивными, следует отказаться от таких разговоров…»

Эх, герр Штайнмайер, герр Штайнмайер… Ваши бы вердикты, да со сцены майдана год назад, хотя бы в режиме видеоконференции. Как ледяной душ для горячих голов, как таблетка трезвости против пьяного угара. Вы же занимаете свой пост с 17 декабря 2013 года. Тогда еще никто не погиб даже в киевском центре – первые три жертвы майдана случились 22 января. Тогда была жива все сотня «небесных героев» и безымянно-проклинаемые сотрудники милиции. Тогда был ещё цел Донбасс, тогда тысячи жизней не перемололо АТО, тогда миллионы не приготовились выживать в самом буквальном смысле…

Европа отказалась от интеграции с Украиной. И дело тут не в обидных словах отдельных политиков. Слова можно складывать в стремительно меняющиеся калейдоскопы пропаганды, в кружева утонченной лжи, в капканы для медийного внимания. Дело в объективном состоянии украинской экономики. Трухлявый балласт никому не нужен. Всего за один год макроэкономические показатели страны продемонстрировали такую динамику, словно АТО проходило во всех ее регионах:

Курс валют вырос в два раза, с 8.2 до 15.8 гривен за один вечнозеленый доллар.

Реальная заработная плата среднего украинца съежилась с 400 $ до 230 $.

Экспорт уменьшился с 55.7 млрд. $ до 49.6 млрд. $.

Импорт обрушился с 61.5 млрд. $ до 45.4 млрд. $.

Промышленное производство достигло 91 % от показателей 2012 года.

Капитальные инвестиции в экономику сократились на 23 %, если вести подсчет в гривнах. И на 42 %, если считать в долларах или евро.

Прямые иностранные инвестиции составили в первых трех кварталах 2014 года 1.9 млрд. $. Против 3.7 млрд. $ за тот же период 2013 года.

Государственный и гарантированный государством долг возрос с 69 до 75 млрд. $.

Валовой внутренний продукт в номинальном исчислении за первое полугодие 2014 составил 45.5 млрд. $. Это катастрофа по сравнению с 82 млрд. $ за январь-июль 2013 года. Для сравнения: в Сирии ВВП сократился в два раза после двух лет полноценной гражданской войны.

По итогам нынешнего года украинский государственный долг либо сравняется, либо превзойдет ВВП. В 2013 госдолг составлял 40 % от ВВП.

Инфляция представлена 19 % показателем по данным официальной статистики и гораздо большим значением в повседневной жизни. В январе-октябре 2013 года инфляция на Украине была нулевой.
Золотовалютные резервы сократились до 12.6 млрд. $.

Год назад (при лихо коррумпированном узурпаторе и тиране) Украина обладала 21.6 млрд. $ ЗВР.
Выплата процентных ставок по уже имеющимся кредитам достигла миллиардных значений в долларовом эквиваленте. Только за последние пять недель 2014 года требуется погасить 0.55 млрд. $ обязательных платежей, накапливая новые долги. Одновременно увеличивая и груз возросших процентов.

Активная распродажа Национальным банком Украины золота в октябре 2014 – экстренно реализовано 14 из 40 общих тонн благородного металла – позволяет сделать предположение, что другие активы в структуре ЗВР имеют низкую ликвидность и сомнительную стоимость. Сравнимую с ценностью акций банка Lehman Brothers, обанкротившегося еще в 2008 году…

Крылата фраза из фильма «Брат-2» о силе правды широко известна самой различной аудитории. Лента А. Балабанова известна не только меткой стрельбой, но и точными высказываниями. Одно из них характеризует жизнь в самой развитой стране западного мира следующим образом:

«Они спрашивают, как у тебя дела, просто так… Здесь вообще всё просто так, кроме денег»

Строить государственную политику на военных авантюрах, на олигархических распилах, на истерике псевдопатриотизма и на ожиданиях миллиардных займов было ошибкой. Преступной и провальной ошибкой. Исправлять которую нет ни времени, ни возможностей, ни сил, ни достойных кадров.

Государства могут пережить дефолт, и даже развиваться после него. Но в нынешних реалиях Украины далеко не все граждане имеют запас прочности для неизбежных тяжелых испытаний. Будь то запас здоровья, денег, упорства или оптимизма. Год назад Евросоюз с огромной энергией подстегивал Украину к бунту. Сегодня ЕС расходует не меньше сил, чтобы отпихнуть одурманенный объект подальше от своего порога. Дабы утратившее субъектность государство не уповало на медовую сладость ассоциативного пути. На евроатлантическом пространстве господствуют свои идиомы: No money – no honey.

Даша Гасанова

Источник: grtribune.ru


Читайте также:

Добавить комментарий