В начале ноября в Минске прошел очередной съезд Союза коммунистических партий — КПСС. Все гости, приехавшие в белорусские столицу, с восхищением отзывались о мудрой народной политике президента Белоруссии. Дескать, несмотря на трудности, Александр Лукашенко построил в республике подлинное народовластие и проводит курс на благо граждан страны.

Этот форум прошел без представителей Белорусской партии левых «Справедливый мир», которая почти 20 лет находится в оппозиции внутриполитическому и социально-экономическому курсу главы государства. Почему коммунисты-калякинцы не поддерживают «подлинное народовластие» Лукашенко, что их не устраивает в нынешней экономической политике властей? Эти и другие вопросы корреспондент «Товарищ.online» задал лидеру партии Сергею Калякину.

Марк Левин: Сергей Иванович, официальная статистика показывает положительную динамику по ряду показателей социально-экономического развития страны за последние десять лет. ВВП за этот период в сопоставимых ценах вырос в 1,7 раза и в текущем году достигнет величины в 7700 долларов на душу населения. Ежемесячные среднедушевые доходы за этот период выросли в 3,8 раза и равны 447 долларам… А вам все что-то не нравится.

Сергей Калякин: Несмотря на исключительно благоприятные условия, возникающие в результате ежегодной безвозмездной помощи со стороны России, которая превышает 10 процентов ВВП, в стране не созданы условия для устойчивого развития. Более того, по ряду ключевых направлений Белоруссия серьезно сдала позиции.

— Давайте тогда конкретно.

— Если в первые годы управления страной Лукашенко, говоря о достижениях, довольно часто приводил в качестве весомого аргумента факт отсутствия у Белоруссии внешнего долга, то сегодня эта тема из уст главы государства не звучит, так как внешние заимствования наряду с дотациями России стали основным источником выживаемости Белоруссии. За последнее десятилетие совокупный внешний долг страны возрос в десять раз и по состоянию на 1 июля 2014 года составил 40,6 млрд. долларов. Обслуживание внешнего долга в текущем году обойдется стране в сумму, равную 5 процентам ВВП, что, к примеру, на четверть больше всех государственных расходов на здравоохранение.

С каждым годом обостряется проблема финансового состояния экономики. Рентабельность реализованной продукции, товаров, работ, услуг снижается. Быстрыми темпами растет убыточность. В целом по экономике сегодня убыточным является каждое шестое предприятие, что в 1,6 раза хуже, чем год назад. Суммы чистого убытка за январь-август текущего года равны 2 процентам произведенного ВВП. В промышленности ситуация еще хуже. Удельный вес убыточных предприятий здесь — 27,4 процента. Ситуация усугубляется в результате стимулируемой вертикалью власти гонки за достижением установленных валовых показателей. В итоге выпускается большой объем продукции, которая не находит сбыта. За девять месяцев текущего года на складах промышленных предприятий в виде готовой продукции фактически заморожено средств на сумму, равную 6 процентам ВВП.

— Это, конечно, не радостно. Но власти регулярно заявляют, что в стране растут доходы населения.

— С 2004 года цены на товары и услуги в Белоруссии выросли в 6,8 раза. По этому показателю наша страна является лидером в Европе и на постсоветском пространстве. Последствия этого печальны. Сегодня стоимость кредитов превышает рентабельность предприятий в три раза, а долги промышленников в пять раз превышают объем производства.

— Но я же вам о доходах говорю…

— Знаете, не сильно мы преуспели и в области повышения доходов населения. Несмотря на рост средней зарплаты по стране, размер которой в сентябре текущего года составил 6 млн. 335 тыс. руб., что эквивалентно 600 долларам, уровень жизни основной массы людей остается невысоким. Об этом, в частности, свидетельствует структура расходов домашних хозяйств. Население Белоруссии вынуждено тратить на питание 40,8 процента всех расходов, в то время как в России этот показатель равен 28,2 процента, а в Евросоюзе — 12,9 процента.

— Еще один показатель, который любят приводить власти — уровень безработицы. Дескать, все у нас при деле. Вот, даже с тунеядцами власть начнет бороться.

— Белстат утверждает, что в стране всего 21 тысяча безработных, но одновременно официальные лица твердят о 400 тысячах тунеядцах, которые не хотят работать и сидят на шее у общества. Разгадка этого ребуса очевидна. Власть не хочет заниматься социальной защитой людей, которые по каким-либо причинам оказались временно безработными, поэтому условия и средний размер пособия по безработице в Белоруссии таковы, что напрочь отбивают у людей желание за этим пособием обращаться. Сегодня размер пособия в восемь раз меньше, чем бюджет прожиточного минимума, на который также нельзя прожить.

— Не секрет, что основную базу поддержки Александра Лукашенко составляют пенсионеры. Значит, им хорошо живется в Белоруссии, коль они год за годом голосуют за него?

— Это не совсем так. Не меняется к лучшему положение абсолютного большинства пенсионеров, а это 27 процентов всего населения страны. Человек, вышедший на пенсию, сразу оказывается на нижней части социальной лестницы по доходам, так как размер пенсии значительно ниже зарплаты, которую он совсем недавно получал. И этот разрыв из года в год увеличивается. В сентябре текущего года средняя пенсия составляла только 39,4 процента от средней заработной платы. Для сравнения, в СССР пенсия высокооплачиваемым работникам начислялась в размере 50 процентов, а низкооплачиваемым — в размере 85 процентов среднего заработка. В США сегодня средняя пенсия составляет 73 процента от средней заработной платы.

— Лукашенко, когда встречается с российскими журналистами, всегда хвастается, что в Белоруссии нет большого расслоения между самыми богатыми и самыми бедными. Об этом свидетельствуют и данные официальной статистики. Это же неплохо.

— По данным Белстата, разница между доходами 10 процентов самых бедных и 10 процентов самых богатых составляет около шести раз, что сопоставимо с показателями стран Северной Европы. Но эти цифры основаны только на данных о легальных доходах.

— Что вы имеете в виду?

— Экономические аналитики отмечают, что более 30 процентов заработков белорусов — теневые и смещены в сторону богатых. По их расчетам, 40 тысяч белорусских семей живут на уровне богачей и среднего класса в Европе. При этом богатство накапливается в основном в кругу лиц, связанных родственными, дружественными, либо любовными связями с людьми, облеченными властью. Белоруссия сегодня стала страной победившей, непотопляемой, а потому и богатеющей бюрократии, которая не боится жить в особняках и разъезжать на авто, стоимость которых многократно превышает их официальные доходы. При этом произносимые с высоких трибун заклинания об очередной кампании борьбы с коррупцией их мало волнуют.

В то время, когда власть имущие и их окружение жируют, в стране не искоренена нищета. Даже по официальной статистике более полумиллиона жителей располагают доходами ниже бюджета прожиточного минимума. Позором для власти является факт, что свыше 50 тысяч наших сограждан вынуждены существовать менее чем на 27 тыс. руб. в сутки. За эти деньги можно купить лишь булку хлеба, поллитра молока и 300 граммов вареной колбасы.

— Что еще вас не устраивает?

— В Белоруссии катастрофически обостряется жилищная проблема. По состоянию на начало текущего года на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состояло 773 тыс. семей и одиноких граждан. Это в полтора раза больше, чем десять лет назад. В целом в последние годы власть проводит политику ухода государства из социальной сферы и перекладывания проблем на плечи самих белорусских граждан. Так, целенаправленно проводится в жизнь идея 100-процентной оплаты населением затрат на транспорт, связь, жилищно-коммунальные и другие услуги.

Вопреки конституционным гарантиям бесплатного лечения, государственные учреждения здравоохранения все большее количество услуг оказывают на платной основе. При этом количество врачей в расчете на 10 тысяч населения не увеличивается, а количество больничных коек снижается. В высших и средних специальных учебных заведениях количество бюджетников с каждым годом существенно сокращается. Как результат, в текущем году более двух третей студентов вынуждены самостоятельно оплачивать образование. При этом стоимость обучения в Белоруссии выше, чем в Польше, Швеции или Германии. Постоянные поборы с родителей и рост платных услуг в школах превращают в миф конституционную норму о бесплатности среднего образования.

— Как говорится, критиковать всегда проще, чем предлагать.

— У нас, безусловно, есть предложения, это подтвердил Форум левых демократических сил Белоруссии «За социальный прогресс». Левые силы предлагают белорусскому обществу реализовать новую модель политического и социально-экономического развития страны, которая должна быть направлена на постоянное повышение материального и духовного уровня жизни всех членов общества при соблюдении основных прав и свобод человека.

— Но, без политической реформы, выполнить это будет тяжело. Согласны?

— Конечно, Белоруссии нужна конституционная реформа, которая изменит политическую систему с авторитарной на демократическую и создаст предпосылки для создания привлекательного образа страны, в которой соблюдают права человека, власть избирается на справедливых выборах, существует реальная свобода средств массовой информации, налажен цивилизованный диалог власти с обществом; а споры разрешаются независимым и справедливым судом. Демократические изменения, ко всему прочему, позволят снять многие барьеры для международного сотрудничества и облегчат доступ страны к современным технологиям, финансовым и иным ресурсам.

Марк Левин

Источник: inosmi.ru


Читайте также:

Добавить комментарий