Резкий скачок оптовых цен на ряд продуктов привел к ситуации, когда некоторые магазины начали ограничивать продажу товара. Услышав фразу про «5 кг в одни руки» у участников и наследников Перестройки сразу всплывают в памяти очереди в километр и талоны на хлеб, что рождает еще большую истерию. А есть ли для этой истерии основания?

При падении курса рубля рост цен неизбежен. Даже те продукты, которые выращиваются внутри стран надо как-то обрабатывать и собирать, и в этих процессах часто используются зарубежные препараты и механизмы. Про бананы и вовсе говорить нечего – они в России не растут, и расти в ближайшее время не собираются. Следовательно, цена на них будет увеличиваться.

Но вот подорожание риса (на 15%), пшена (на 10%) и гречки (на 30%) за год вызывает много вопросов. Последним продуктом и вовсе заинтересовалась ФАС. При детальном рассмотрении обнаружилось, что разумных причин для такого роста цен нет — в 2014 году собрано 744,6 тыс. т, гречки, что на 21,5% больше, чем в 2013‑м. Потребность рынка оценивается Министерством Сельского Хозяйства РФ в 550 тыс. тонн. Продукт производится в России, и даже если учитывать удорожание сопутствующих процессов (сбор урожая, хранение, доставка и пр.), рост цены почти на треть при избытке товара не выглядит обоснованным.

Более того, цена на «дефицитную» крупу для ретейлеров и вовсе поднялась в 3 с лишним раза – с 15,5 рублей за кг до в июле до 50 рублей в ноябре. Эксперты объясняют это стремлением отдельных компаний компенсировать свои будущие убытки уже сейчас. В случае с другими продуктами, некоторые аграрии так и вовсе не продают зерно переработчикам, ожидая повышения цен.

Значительно подорожал и сахар – на 20%. Это вызвано тем фактом, что десятую долю сырья для его производства ввозят из зарубежья. На этом фоне интересна ситуация с солью, которая подорожала всего на 2,5%, несмотря на то, что доля импорта составляет около 60%. Стоит отметить, что импортируется соль из стран СНГ – Белоруссии и Украины (а именно из Донецкой области). Последняя, снизила летом объемы поставок в связи с боевыми действиями, но сейчас начала возобновлять прежние объемы.

Объявления об ограничении отпуска продукции в одни руки в магазинах сети АШАН объясняют двумя причинами – маркетинговым ходом и стремлением «не дать спекулянтам скупить товар и продавать его дороже». То, что это вызывает истерию среди населения им либо не пришло в голову, либо мало их заботит.

Таким образом, мы видим, как в отдельных головах возрождается тенденция вести бизнес по принципу «хватай больше, тащи дальше». Удивительно, что для кого-то такой подход еще кажется разумным. И гуру продаж, такие как Лес Дейнс, и асы менеджмента, как Рон Хаббард и создатели бизнес-империй, таких как ИКЕЯ, все в один голос отмечают, что самую большую прибыль приносят постоянные клиенты, которые доверяют компании. А подобные спекуляции на ценах к доверию не приводят.

Впрочем, учитывая внимание ФАС и довольно четкую позицию ритейлеров, которые не готовы переплачивать в несколько раз за товар, вполне возможно, что рост цен на продукты как минимум замедлится.

Артём Кузнецов

Источник: globalmsk.ru


Читайте также:

Добавить комментарий