Оппозиция Абхазии сделала финальную попытку оспорить договор с РФ
Пока президенты России и Абхазии подписывали в Сочи договор «О союзничестве и стратегическом партнерстве», в Абхазии бурлила политическая жизнь: оппозиция предприняла последнюю попытку оспорить договор.
Митинги «за» и «против»
Ранним утром 24 ноября на Псоу, у контрольно-пропускного пункта на российско-абхазской границе, под руководством бывшего спикера парламента Ирины Агрба начался протест против подписания договора. По слухам, женщины собрались там не только потому, что лучшее место для акции протеста против соглашения с Россией – граница с этой страной. Они ждали кортежа президента Абхазии Рауля Хаджимбы, который должен был проследовать в Сочи для подписания договора с президентом России Владимиром Путиным. Говорят, что протестующие собирались преградить главе своего государства дорогу. Но все закончилось перепалкой с сотрудниками и начальством абхазского контрольно-пропускного пункта.
Все остальные значимые события происходили в столице Абхазии. Состоялись два митинга – один в поддержку подписания договора, другой, оппозиционный, – против власти, «принимающей келейные решения», и «подписывающей важные соглашения без представителей политических партий и общественных организаций».
Изначально этот митинг заявлялся как акция протеста именно против подписания договора. Он, согласно резолюции, «выражает недоверие президенту и правительству Республики Абхазия, представивших для подписания в МИД Российской Федерации проект данного договора, ущемляющий государственный суверенитет Республики Абхазия».
Но уже по ходу кампании протеста сценарий, видимо, претерпел некоторые изменения, и один из лидеров «Амцахара» Гарри Саманба в интервью российским СМИ прямо поддержал договор — но не политику властей.
Четвертая власть под ударом
Кампания протеста оппозиции, по имеющейся информации, могла быть более мощной и грозной, но не хватило человеческого ресурса. В общем, ничего странного: оппозиционное движение в стране пока только на подъеме.
Но этот понедельник показал нам, что конфликт есть не только между оппозицией и властью, но и, например, между оппозицией и журналистами. Сегодня на митинге «Амцахара» опять произошел инцидент, когда участники мероприятия пытались препятствовать работе журналистов.
«Кто вы такие, чего вы хотите? Кто знает, кто он такой, может разведчик», – участники акции протеста пытались выяснить у журналистов их «истинные намерения».
«Завтра заявление готовим по поводу инцидента. Отказываемся снимать мероприятия «Амцахара», так как они не могут обеспечить нам безопасность. Некоторые журналисты готовы нас поддержать. Сегодня нас окружили человек шестьдесят, и мужчины, и женщины. Кричали, оскорбляли, провоцировали, толкали. Я для них как красная тряпка. Спрашивают: «Когда мы читали резолюцию, вы улыбнулись, я сняла это на видео, объясните причину вашей улыбки»», – рассказывает журналист телекомпании «Абаза ТВ» Элеонора Гилоян.
Игроки оппозиционного поля
Наблюдатели считают, что оппозиция этот раунд борьбы проиграла. Договор подписан, протесты не дали ожидаемых политических результатов. Но не все так просто.
Мы наблюдаем формирование разных оппозиционных групп и их лидеров. «Амцахара», конечно, останется на политическом поле игроком, обладающим силой и влиянием, но ее политический вес будет падать. В партии слишком много «лидеров», ведущих свою игру, на первых ролях — не идеи, а конъюнктура.
На митинге сторонников договора вице-президент Виталий Габния заявил о том, что один из лидеров «Амцахара» Анри Джергения пытался договориться с властями о прекращении уголовного преследования бывшего генерального директора «Черноморэнерго» Резо Зантарии и предпринимателя Вадима Матуа, руководителя крупнейшей строительной компании, занимавшейся возведением социальных объектов, в обмен на поддержку договора со стороны оппозиции. Эта информация подтверждается и другими источниками.
Такая оппозиция вряд ли жизнеспособна. Но сейчас оформляется новое оппозиционное крыло, во главе которого, вероятно, встанут политики, готовые биться за идею. Как, например, Ирина Агрба, организатор акции на Псоу.
В любом случае теперь уже совершенно очевидно, что генератором внутренней политической борьбы стали почти исключительно отношения с Россией.
В то же время день 24 ноября подарил Абхазии и несколько хороших новостей. Подписание договора дало возможность фактически удвоить в 2015 году финансовую поддержку, оказываемую Москвой. Больше двух десятков крупных проектов будут реализовываться в рамках инвестиционной программы. Пока мало известно и о проектах, и, самое главное, о том, как технологически будет работать процесс инвестирования. Будет ли эта работа прозрачна и получит ли общество возможность влиять на ход процессов. Поживем — увидим.
Антон Кривенюк
Источник: kavpolit.com