Власти Беларуси считают необходимым предпринять ряд мер в рамках политики «мягкой белорусизации», увеличив госрасходы на культуру, в частности — на увеличение времени вещания телепрограмм Белтелерадиокомпании на белорусском языке на 25%. Об этом говорится в проекте Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Беларуси до 2030 г., вынесенном Минэкономики РБ на общественное обсуждение.
«Стратегической целью развития культуры является повышение ее социальной роли в жизни белорусских граждан, упрочение статуса Беларуси в мире как самостоятельного высококультурного государства, бережно сохраняющего свое историческое наследие, реализующего конституционные права граждан», — сказано в документе.
Согласно проекту, для реализации данной цели планируется повысить удельный вес бюджетных расходов на развитие культуры с 0,5% к ВВП в 2013 году до 2%. На первом этапе реализации (2016-2020 гг.) главными задачами в области культуры будут сохранение и приумножение культурного потенциала страны, его рациональное использование; обеспечение максимальной доступности для граждан качественных культурных благ, повышение качества образования в сфере культуры и искусства.
«На втором этапе (2021-2030 годы) стратегической целью государственной политики в сфере культуры выступает упрочение всебелорусского гражданского самосознания и духовной общности белорусской нации», — сказано в проекте стратегии.
Приоритетными направлениями деятельности в сфере культуры определены «сохранение историко-культурных ценностей и исторической памяти народа, национально-культурной самобытности и традиций, расширение сферы применения белорусского языка. Как одна из мер — увеличение времени вещания телепрограмм Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь на белорусском языке на 25 процентов к 2030 году (в 2011 году всего на каналах с белорусским языком вещания — 626 час, на русском — 14 882 часов), расширение выпуска печатных изданий, включая учебные издания на белорусском языке».
Также среди приоритетов значатся «создание конкурентоспособного культурного продукта и его системной репрезентации; расширение экспорта культурных услуг, участие в формировании общего рынка культурных услуг на территории Евразийского экономического союза», «формирование экологической культуры как системы социальных отношений, общественных и морально-этических норм, касающихся отношений человека и природы» и др.
Проектом стратегии предусмотрено также снижение зависимости постсоветской республики от поставок российских углеводородов. «Развитие атомной энергетики, возобновляемых энергоисточников позволит диверсифицировать топливно-энергетический баланс энергосистемы в направлении снижения потребления природного газа», — сказано в документе. Напомним, реализовать данную задачу помогает Беларуси «Росатом», строящий в Гродненской области БелАЭС на кредит правительства РФ объёмом $10 млрд.
В разделе основных направлений развития топливно-энергетического комплекса Белоруссии указано: «снижение доли доминирующего вида топлива (природного газа) в валовом потреблении ТЭР с 60 процентов в 2013 году до 52 процентов в 2030 году; уменьшение доли доминирующего поставщика энергоресурсов (России) в общем импорте ТЭР с 98 процентов в 2013 году до 75 процентов в 2030 году; замещение в топливном балансе 5 млрд. куб. м импортируемого природного газа и снижение уровня выбросов парниковых газов на 7-10 млн. тонн в год после ввода в эксплуатацию Белорусской АЭС; повышение уровня энергетической самостоятельности страны (отношение объема производства (добычи) первичной энергии к валовому потреблению ТЭР) с 14,5 процентов в 2013 году до 18 процентов в 2030 году».
Т.о., официальный Минск в не столь отдалённой перспективе планирует существенно сократить свою зависимость от поставок «Газпрома». Кроме того, запланировано «увеличение глубины переработки нефти с 73,7 процентов в 2014 году до 92 процентов в 2020 году».
Проект НСУР-2030, как сказано в официальном комментарии Минэкономики, подготовлен министерством совместно с Научно-исследовательским экономическим институтом при участии органов госуправления, облисполкомов, НАН Белоруссии, представителей бизнес-сообщества и экспертной поддержке международных организаций (агентств и представительств ООН/ПРООН в Беларуси, Глобального экологического фонда, Всемирного банка, Минского международного образовательного центра им. Й. Рау и др.).
Как сообщало ИА REGNUM, власти Беларуси по поручению Александра Лукашенко реализуют политику «мягкой белорусизации», предусматривающей дерусификацию всех сфер общественно-политической жизни, ревизию официальной историографии и др. В то же время предпринимаются попытки диверсифицировать экспорт и импорт, в т.ч. углеводородов. В 2010 году Лукашенко продемонстрировал решимость перерабатывать нефть из Азербайджана и Венесуэлы, не считаясь с затратами, а также осуществлять альтернативный импорт сжиженного газа, металлов и др. в дальнем зарубежье.
В 2014 году официальный Минск, находящийся под экономическими и политическими санкциями США и Евросоюза, отказался присоединиться к санкциям России в ответ на применение Западом политических и экономических санкций к РФ. Лукашенко заявил о готовности помочь Западу решить проблемы со сбытом невостребованного Россией продовольствия, что стало началом реализации масштабного проекта «белорусского продовольственного оффшора».
Источник: regnum.by