Еще до последней «майданной революции» Евросоюз и США выражали заинтересованность в захоронении ядерных отходов на Украине. Впервые идея «могильника» для опасного груза возникла еще в 2005 году, при президенте Викторе Ющенко. Он первым из украинских руководителей высказался за смену поставщика ядерного топлива для украинских АЭС, предложив использовать вместо кассет российского производства —  американские. Было даже утверждено технико-экономическое обоснование инвестиций в строительство хранилищ. Однако начать этот проект так и не успели. Следующее правительство — Виктора Януковича, основываясь на рекомендациях ученых-экологов, решило создать вокруг Чернобыля рекреационные территории, чтобы вернуть часть зоны отчуждения в хозяйственный оборот.

И вот, при президенте Порошенко, вновь зашла речь о строительстве централизованного хранилища отходов ядерного топлива. Сообщения по этому поводу появились после визита на Украину вице-президента США Джозефа Байдена. Поставки первых контейнеров с отходами предположительно начнутся к 2017 года. Работу будет выполнять американская компания Holtec Internatinal. Оборудование будет производиться в США.

Сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич объясняет мотивацию действий Киева «необходимостью диверсификации поставщиков». По его словам, Киев хочет избавиться от российской зависимости в этом вопросе. Часть топлива планируется закупать у американской компании Westinghouse. Отработанное американское топливо нельзя будет отправить на хранение в Россию, и следовательно — для него надо построить  свою инфраструктуру.

В то же время Марунич отметил, что если  появится хранилище, разместить в нем ядерные отходы захотят многие страны, на чем Украина сможет заработать. «Конечно, не многие страны с радостью готовы принимать ядерные отходы, но учитывая, что мы бедная страна, это — тоже бизнес. Чернобыльская зона в ближайшее время все равно никак не сможет экономически использоваться», — отметил он. О том, что хранилище будет использоваться не только для украинского топлива, заявила также депутат Верховной рады от Партии регионов бывший пресс-секретарь Виктора Януковича Анна Герман.

Но здесь не все так просто. Westinghouse уже тестировала свое топливо на украинских АЭС, и с его использованием возникли проблемы. Украинские атомные станции, сконструированные советскими инженерами-физиками, были рассчитаны на «родное» топливо. Чужеродное,  американское, не соответствует в полной мере техническому регламенту, и это создает серьезную угрозу  безопасности.

Государственный комитет ядерного регулирования Украины, проводивший тестирование, после появления первых проблем с американским топливом запретил его использование. Однако сегодня новое правительство Украины уволило главу комитета Елену Миколайчук, по всей видимости, как раз из-за ее принципиальной позиции, направленной на запрет использования топлива Westinghouse.

Огромным плюсом использования российских сборок была отправка отработавшего ядерного топлива  на хранение в Россию с одновременной загрузкой реакторов свежим топливом. Принцип американского взаимодействия с клиентами иной: отработанные атомные сборки они оставляют на хранение стране-заказчику. В случае с Украиной ядерные отходы будут перевозиться в Чернобыльскую зону и храниться там, как минимум, 100 лет. При этом, технико-эксплуатационные возможности хранилища составляют всего 50 лет. Дальше «сценарий обращения с отработанным топливом» будут определять уже другие поколения.

Хранилище будет находиться менее чем в 76 км от Киева и в 15 км от границы с Белоруссией в бассейне реки Днепр. Планы реализации проекта, по оценке украинских ученых, —  экономически не обоснованы, а мотивированы политически и поэтому  несут серьезную угрозу экологии Украины, Белоруссии, а также приграничных областей России.

Украинские экологи ранее уже выступали против подобного строительства в Чернобыле, однако их протесты  не были услышаны. Сооружение могильника в зоне, загрязненной «старыми» чернобыльскими радиоактивными отходами, находящейся  близко от украинской столицы,  только повысит уровень радиации. При Ющенко против такого строительства активно выступала даже  Юлия Тимошенко. Экс-премьер не раз отмечала и тот факт, что фирма Holtec Internatinal  лишена в США лицензии.

Но главным все же остается вопрос соблюдения всех технологий безопасности, однако таких гарантий пока нет. Сегодня страна едва ли сможет обеспечить достаточный уровень безопасности таких хранилищ — она не готова к содержанию подобных объектов. Однако, демонстрируя лояльность Вашингтону, Украина хочет построить опасный объект побыстрее, подешевле и, закрывая глаза на проблемы экологической безопасности, идет на большой риск.

У этого риска есть подчеркнутая особенность. Украина планирует   разрабатывать залежи сланцевого газа, технология добычи которого предполагает гидроразрыв пласта. Эту технологию нельзя совмещать на одной площади с захоронением ядерных отходов, поскольку взрывами хранилище может быть повреждено и химикаты проникнут в грунтовые воды.

Политическая мотивированность решения о строительстве ядерного могильника очевидна. Украина, упрямо преследуя цель разрыва кооперационных связей с Россией, готова смириться с экологическими рисками и экономическими потерями.

Не исключено, что перспективной целью украинцев и их американских партнеров является создание общеевропейской свалки ядерных отходов, нахождение которой в безлюдной зоне отчуждения затруднит экологический мониторинг и общественный контроль.

 

Дмитрий Кузнецов

Источник: peacekeeper.ru


Читайте также:

Добавить комментарий