Ставрополье выдвинет в атаманы Терского войска Александра Фалько, Олега Губенко и Сергея Середу
Совет атаманов Ставропольского округа Терского войска выдвинул три кандидатуры на должность войскового атамана, ставшую вакантной после отставки Вячеслава Пилипенко. Двое из них — глава краевого казачьего центра Сергей Середа и краевой депутат Олег Губенко — в прошлом году уже претендовали на этот пост. Однако оба кандидата не устроили Москву. Третий, ставропольский окружной атаман Александр Фалько, выглядит недостаточно весомой фигурой. Из-за отсутствия новых кандидатов войско рискует получить очередного ставленника «сверху».
На те же грабли
После двух неудач с фактическим назначением пришлых людей на должность атамана Терского войскового казачьего общества (ТВКО) полпредство Северо-Кавказского федерального округа предложило казакам поискать достойного кандидата в своих рядах. Чтобы придать солидности будущему предводителю и обеспечить его зарплатой, власти готовы предоставить атаману пост заместителя губернатора Ставропольского края. Такое сочетание должностных обязанностей принято в Краснодарском крае и Ростовской области.
Казаков забота о трудоустройстве войскового атамана порадовала. К концу ноября они должны были выдвинуть кандидатов, чтобы в феврале можно было провести выборный круг. И вот на минувшей неделе на Кавминводах состоялся Совет атаманов Ставропольского окружного казачьего общества (СОКО), назвавший трех претендентов на булаву.
Двое из них – Олег Губенко и Сергей Середа – баллотировались на прошлых выборах в числе пяти кандидатов, которых «забраковали» в Москве. По российским законам, атаманов всех 11 реестровых войск утверждает президент страны, поэтому к подбору кандидатов на местах подходят очень тщательно. Согласно уставу ТВКО, атаман должен быть согласован федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами, полпредом в СКФО и советом при президенте Российской Федерации по делам казачества.
В итоге власти предложили своего человека – помощника полпреда СКФО, полковника ГРУ Вячеслава Пилипенко. Он без труда завоевал симпатии терцев искренним желанием работать на благо казачества и военными заслугами. Но через три месяца после отставки Александра Хлопонина с должности полпреда, Пилипенко потерял работу и отказался от атаманства, организованного на общественных началах.
Третий кандидат Александр Фалько хорошо известен, будучи атаманом Ставропольского окружного общества, но его карьерные возможности вызывают сомнения.
В отсутствие принципиально новых фамилий, без перспективы утвердить в Кремле кого-либо из выдвинутых терцами казаков, власти Северо-Кавказского округа, видимо, будут вынуждены снова сами заняться кадровым вопросом. И рискуют наступить на те же грабли.
Однажды проигравший
Сергей Середа – директор госучреждения «Ставропольский краевой казачий центр», член Общественной палаты края, у казаков особых нареканий не вызывает. К его недостаткам относят отсутствие атаманского опыта и сравнительно недавний стаж в казачестве. Как охарактеризовал Середу полгода назад в интервью «Кавказкой политике» кисловодский атаман Владимир Лазебный, «может, пока и рановато ему в атаманы, но коллектив у него довольно большой, и он справляется успешно».
В конце апреля Сергей Середа попробовал состязаться с кандидатом от власти Вячеславом Пилипенко и не снял, в отличие от других претендентов, свою кандидатуру на выборном круге в Новопавловске. Попытка была неудачной. За директора казачьего центра проголосовали всего лишь 36 человек, в основном из Ставрополя. За его конкурента подняли руки 299 человек.
После такого сокрушительного поражения снова выдвигаться на пост атамана, казалось бы, смысла нет. Но, во-первых, его узнали во всем войске, а во-вторых, за его нынешними конкурентами не стоят властные структуры.
Минераловодское эхо
Еще один «старый» кандидат в атаманы Терского войска – это Олег Губенко, депутат краевой думы из Минераловодского района. Он стоял у истоков возрождения казачества. Многие годы возглавлял районное казачье общество. Воевал в Ермоловском батальоне во время первой чеченской кампании. Написал потом об этом книгу воспоминаний. Другой его писательский труд посвящен истории казачества с XV до XXI века.
Несмотря на высокие должности и тягу к перу, Губенко так и не удосужился окончить высшее учебное заведение, а без диплома, по уставу Терского войскового казачьего общества, его юридически не могут избрать атаманом.
Пункт 51 этого документа гласит: «Кандидатом на должность войскового атамана может быть гражданин Российской Федерации – член станичного казачьего общества, входящего в состав Терского войскового казачьего общества, не моложе 30 лет, пользующийся доверием и уважением казаков, обладающий организаторскими способностями, высокой нравственностью, имеющий опыт управленческой работы, имеющий высшее образование, получивший благословение уполномоченного представителя религиозной организации Русской православной церкви».
До последнего времени Олег Губенко пользовался большим авторитетом среди казаков. Ситуация начала меняться после побоища в Минеральных Водах. В конфликте участвовал молодой минераловодский атаман Евгений Смирнов. Он был в кафе, где началась драка, которая позднее закончилась в больнице смертью молодого человека Анатолия Ларионова.
Смирнов в нападении армян и греков на учреждение здравоохранения не участвовал, однако он стал одним из обвиняемых по этому уголовному делу. Совет атаманов СОКО ТВКО встал на его защиту, а Губенко, напротив, осудил арестованного казака. Более того, депутат, как говорят, способствовал его заключению в СИЗО. Но если он в данном случае выступал в качестве борца с казачьими злоупотреблениями, то почему не поднимал вопрос о несоответствии Смирнова атаманской должности ранее?
Может быть, не зря ходят слухи, что Губенко был заинтересован в устранении молодого атамана, который поднимал вопросы по земле казачьего общества, много лет возглавляемого Олегом Губенко? Кстати, в кафе в тот злополучный вечер атаман и представитель администрации Железноводска обсуждали именно земельные проблемы.
Впрочем, не исключено, что против депутата заработали политтехнологии. Все-таки, приближаются атаманские выборы, и любой негатив способен навредить выдвиженцам.
Раскол по линии Фалько
Третий кандидат — Александр Фалько, атаман Ставропольского окружного казачьего общества. У него есть и опыт атаманского правления, и высшее образование.
За последние годы он сформировал во всем крае полностью лояльные к нему местные казачьи общества. Вот только делалось это зачастую нечестным способом. Создавались клоны давно существующих хуторских и станичных казачьих обществ, возглавляемых старыми несговорчивыми атаманами.
Такие параллельные структуры есть по всему Ставропольскому краю. Зачастую они враждуют между собой. В селе Архангельском Буденновского района, к примеру, «прикормленные» Фалько молодые казаки, как жалуются старики, разгромили их правление в заброшенном сельском клубе.
Оставшиеся не у дел казаки переходят в общественные казачьи объединения, не прекращая критиковать руководство реестрового округа. В октябре этого года они приняли обращение к губернатору края Владимиру Владимирову, в котором призвали его быть последовательным и отправить в отставку вместе со всеми виновниками минераловодской трагедии и непосредственного начальника Смирнова – Александра Фалько.
Это обращение не было услышано. Все отставки в Минеральных Водах оказались временными. Полицейские вернулись на службу, хотя и с понижением в должности. Глава администрации города Иван Остапенко через суд требует восстановить его на работе. Руководитель краевого комитета по делам казачества Александр Якушев просто ушел на пенсию, и на его место сегодня назначен его бывший заместитель Александр Писаренко.
Ну а Фалько пока что устраивает и краевую власть, и полпредство СКФО. Но в качестве именно окружного предводителя. Его фигура недостаточно весома, чтобы, например, продвигать интересы терских казаков в Чечне и Дагестане. Посмотрим, пройдет ли он многоступенчатый фильтр структур, согласовывающих кандидатов в атаманы войска.
Политическая дискриминация казаков
Помимо выдвижения кандидатов, на Совете атаманов обсуждался законопроект, запрещающий реестровым казакам состоять в политических партиях. Он уже прошел три чтения в Госдуме и был подписан Советом федерации. Дело за подписью президента России Владимира Путина. К нему ставропольские казаки приняли открытое обращение с просьбой не вносить изменения в Федеральный закон «О государственной службе российского казачества».
«Наши казаки, несущие службу в силовых структурах Российской Федерации, и так попадают под действия законодательства, запрещающего сотрудникам данных ведомств состоять в политических партиях. Таких казаков в Терском войсковом казачьем обществе не более 1-2 процентов, зато остальные казаки, а это учителя, врачи, предприниматели, фермеры, муниципальные служащие и т.д., лишаются права выдвигаться и быть избранным в органы власти различного уровня, не имея поддержки политических партий, – говорится в обращении. – Мы несем службу не в казачьих обществах, а в государственных структурах. Пора чиновникам понять эту простую истину».
Авторы документа отмечают, что федеральные депутаты неоднократно своими инициативами перечеркивали все казачьи достижения. «Закон «Об образовании» сводит на нет такую демократическую форму обучения молодежи как созданные нами казачьи кадетские классы и муниципальные казачьи кадетские школы. Закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» уничтожил доказавшие свою высокую эффективность и пользу муниципальные казачьи дружины, действующие на возмездной основе», – констатируют терские казаки Ставрополья, напоминая, что они «всегда были надежной опорой Российского государства». Поэтому и государству «необходимо хотя бы прислушиваться к нашему мнению, когда решаются жизненно важные вопросы, касающиеся казачества».
Светлана Болотникова
Источник: kavpolit.com