США и Турция стали на путь конфликта вокруг ситуации в Сирии. Анкара игнорирует действия боевиков «Исламского государства» (ИГ) у своих границ, в то время как США уже начали военные действия против исламистов.
Раздор между двумя союзниками теперь стал более открытым, чем когда-либо после нового отчета доктора Джонатана Шанцера и Мерве Тахироглы из Фонда защиты демократии, пишет Business Insider.
«Поддержка терроризма в Сирии — текущая политика Турции, а подъем “Исламского государства” демонстрирует очевидное желание Анкары позволить экстремистам реализовать свои планы на протяжении всей турецко-сирийской границы и обеспечить падение режима сирийского диктатора Башара аль-Асада», — говорится в документе.
Как отмечают два эксперта, кризис в регионе привел к тому, что Турция и США оказались на встречных курсах. Турция не желает, чтобы коалиция начала военные удары с ее территории. Турецкие военные также просто наблюдали, как исламисты осаждали курдский город Кобани со своей стороны границы.
По договоренности с ИГ, достигнутой летом 2013 года, Анкара обещала освободить 49 членов террористической группы, но на самом деле выпустила около 180 боевиков, многие из которых вернулись на поле боя.
«Между тем, граница продолжает служить в качестве транзитного пункта для незаконной продажи нефти, передачи оружия и потока иностранных боевиков. Внутри Турции также созданы центры для вербовки боевиков и проведения материально-технических операций. Все это подняло вопросы о ценности Турции, как союзника Америки, и ее месте в НАТО», — пишут эксперты в докладе.
Шанцер, бывший аналитик Минфина США по борьбе с терроризмом, рассказал в интервью Business Insider, что Анкара в данный момент выглядит «как игрок в казино, который пытается удвоить плохую ставку».
«Каждый раз, когда политика не помогала Турции, она решала вернуться и сделать это снова, но с более высокими ставками», — считает Шанцер, добавив, что, учитывая различные сообщения о финансистах исламистов, находящихся в гостиницах на границе между Сирией и Турцией, просто невозможно предположить, что спецслужбы Турции ничего об этом не знают.
Финансисты платят наемникам наличные деньги в обмен на видео доказательства убийств представителей режима Асада или других врагов Турции. Эти видео затем используются в качестве пропаганды, чтобы собрать еще больше денег для финансирования боевиков.
В докладе также отмечается, что политика администрации президента США Барака Обамы в отношении Сирии может косвенно спровоцировать опасную политику Турции. После поддержки причины, по которой Турция стремится свергнуть Асада, Вашингтон не следит за значительной поддержкой со стороны умеренной оппозиции в Турции.
Обама внезапно отрекся от угроз в связи с пересечением сирийским режимом «красной линии» после того, как в Сирии погибли около 1400 человек после стрельбы ракетами, наполненными нервно-паралитическим газом.
«Турция не имеет конфликта с ИГ и не хочет его, а исламисты, в свою очередь, получают выгоду от пограничной политики Анкары», — пишет Шанцер.
Он добавил, что, несмотря на отсутствие доказательств того, что Турция активно работает с ИГ, нельзя отрицать, что Анкара «помогает содействовать деятельности террористической организации, которая убила много американцев и дестабилизирует ситуацию в регионе».
По словам Шанцера, предположительное присутствие боевиков ИГ в самой Турции увеличилось, а вместе с ней и поддержка и других экстремистских группировок внутри страны.
В докладе делается вывод, что Анкара должна понять, что «в то время как политика Америки в Сирии, возможно, и является беспомощной, ее политика невмешательства на собственной границе – уже полное безрассудство. И последствия этого ставят под угрозу отношения Турции с решающим для нее союзником.
Источник: therussiantimes.com