Ядерный взрыв — это ужасно, но понять, насколько это ужасно, можно только послушав очевидцев, которым чудом удалось выжить.
Поп-культура официально одержима ядерной бомбой: «Терминатор 2», «Дорога», «Доктор Стрейджлав» и т. д. Но на что это похоже, и как на самом деле живут те, кто пережил ядерную бомбардировку? Мы поговорили с Шигеко Сасамори, жительницей Хиросимы. Ей было всего 13 лет, когда ядерная бомба была сброшена на город. И ей удалось выжить.
Не было абсолютно никакого предупреждения
Чтобы сравнять город с землёй обычными бомбами, требуется много самолётов. Не заметить их будет трудно, так как небо наполнится рёвом двигателей. Можно предположить, что этот момент послужит своего рода предупреждением перед тем, как мир вокруг вас взорвётся. Во всяком случае, именно так это работало раньше. Дому Шигеко в Хиросиме каким-то образом удавалось не попасть под бомбёжку вплоть до 1945-го года, однако и её, и её соседей неоднократно предупреждали, что это может произойти в любой момент:
«Они ожидали воздушного налёта, однако Enola Gay прилетел в сопровождении только двух самолётов. Вы когда-нибудь видели, как три самолёта собираются атаковать? Какой в этом мог быть смысл? День был очень жарким, прекрасное голубое небо. Никаких облаков. Я видела серебристый самолёт, за которым тянулся длинный белый хвост. Это выглядело мило. Я сказала одноклассникам: „Смотрите, смотрите туда“! Я была 13-летней девчонкой, и никогда прежде не видела ядерную бомбу. Я смотрела вверх и показывала пальцем, и прежде чем я опустила руку… я увидела, как самолёт сбросил какую-то белую штуку».
Потом она описывала что-то похожее на «сильный ветер», но при этом добавляла, что слово «ветер» не может должным образом описать всю силу ядерного взрыва. Ядерные взрывы происходят быстро, и если вы окажетесь рядом с одним из них, то будете убиты раньше, чем у вас появится шанс увидеть знаменитое грибовидное облако. У большинства людей, погибших в результате ядерного взрыва, кровь испарилась из мозга прежде, чем они осознали, что был взрыв.
Японское правительство было шокировано произошедшим также, как и жертвы на земле. Электромагнитный импульс вырубил всю связь с Хиросимой, и поскольку не было замечено никакого массированного авианалёта на город, в правительстве предположили, что имеет место какая-то странная техническая неполадка. Разумеется, слухи о чудовищном взрыве стали появляться, но они предположили, что всё это — просто дикие преувеличения. Да и по правде говоря, бомба, способная сравнять с землёй целый город, была для них в то время чем-то вроде научной фантастики, и так было до тех пор, пока кто-то не выяснил, что же на самом деле произошло.
Жертвы понятия не имели, что случилось
Первая в мире ядерная бомбардировка произошла как раз тогда, когда Шигеко указывала пальцем на Enola Gay.
«Вот почему моя рука всё ещё обожжена сегодня».
Это одно из редких интервью на Cracked, которое было проведено при личной встрече. Мы притворились реальными журналистами. После взрыва прошло более 60-ти лет, но на руке Шигеко всё ещё можно увидеть следы радиационных ожогов. Это выглядит так, как будто кто-то отполировал нижнюю половину её руки.
Она вспоминает, как очнулась:
«Я видела людей, которые двигались очень медленно. Большинство из них были в крови, одежда свисала вниз клочьями. Некоторые были почти голыми. Они выглядели красными, измученными и очень страшными. Тогда мне в голову пришло: „О, это зажигательная бомба взорвалась неподалёку. Это то, что я подумала“».
В наше время у нас была бы роскошь знания, что за вспышка прожарила весь город. Нашей первой мыслью было бы: „Ядерный взрыв“. Но тогда за пределами Белого дома и Лос-Аламоса никто не знал, что уже существует такая вещь, как полнофункциональная ядерная бомба.
Такая тривиальная вещь, как дополнительная одежда, может спасти от смерти
5 августа, в ночь перед бомбардировкой, Шигеко проснулась из-за воя сирены воздушной тревоги. Прежде чем отправиться в бомбоубежище, она надела свою лучшую одежду — это был её способ сохранить самые хорошие вещи, если вдруг окажется, что дом сгорел.
«Самолёты прилетали много раз, но не бомбили. Так что конечно, мне ведь было 13, и я пошла обратно спать и проснулась по-прежнему в хорошей одежде».
Подростки есть подростки, это не зависит от периода времени, от нации, и от того, бушует ли в мире крупнейший кровавый конфликт, или нет. Шигеко проснулась поздно, и вместо того, чтобы снять с себя наряд, оставшийся с ночи, она решила просто надеть новую пару брюк поверх тех, что уже были на ней:
«… что и является причиной, по которой я выжила. Я не обгорела полностью. Когда мать принесла меня домой, ноги совершенно не пострадали. Но верхняя часть тела обгорела».
Верхняя часть тела Шигеко была ужасно обожжена, одежду, что была там, буквально сдуло, а кожа была опалена тепловым излучением взрыва. Но вторые брюки остались нетронутыми, и защитили кожу. Получить 50% тела, покрытого радиационными ожогами, это ужасно. Но всё-таки это намного лучше, чем получить тело, обожжённое на 100%.
В случае ядерного взрыва остерегайтесь… утонуть?
Шигеко побежала в относительно безопасный школьный класс, находящийся поблизости. Она всё ещё думала, что на город сбросили какую-то зажигательную бомбу. Тот факт, что вокруг были мёртвые люди с обгоревшей отваливающейся кожей, точно не оспаривал это предположение. Другие выжившие после взрыва описывали раненых как «живые куски угля».
Шигеко, как и большинство японских детей, была обучена в случае бомбёжки следовать за взрослыми. Она была ранена, и вероятно, всё ещё была в шоке, но тем не менее медленно потащилась к первому высокому человеку, которого увидела. Жертвы следовали друг за другом, образуя массу кровавых, обожжённых радиацией зомби, которые шли шатаясь и почти вслепую искали укрытие:
«Я была ранена, но… я не знаю. Я этого не чувствовала — никакой боли, ничего. Я просто смотрела и думала: „Ничего себе, все ранены“. Я не могла двигаться быстро, там никто не мог двигаться быстро. И я была ниже, чем взрослые, так что я не могла видеть дальше них. Люди снаружи обгорели куда сильнее. Их кожа свисала вниз клочьями. Я была недалеко от реки. Так что я последовала за людьми, пошла к реке. Я увидела множество людей, сползающих к реке. Я не могла в неё войти, потому что многие уже были в воде. Какие из этих людей были мертвы, какие живы — я не могу сказать. Людей было так много, что я не могла видеть воду».
Люди не способны к независимому мышлению, когда 80% их тел покрыто радиационными ожогами. У них появляется склонность следовать за человеком перед собой, и для тысяч оставшихся в живых это означало идти прямо в реку. Люди, подвергшиеся бомбардировке, не были спортсменами. И в число их навыков вряд ли входило спортивное плавание. И это причина, по которой множество жертв первой ядерной бомбардировки просто утонули.
Окружающая среда сошла с ума
Ядерная бомбардировка — это кошмар для климата. Это намного хуже, чем ваш кашляющий дымом Ford Festiva94-го года выпуска. Сразу после взрыва солнечный день Шигеко превратился в среднестатистическое утро в Сиэтле:
«Тогда я сажусь, и всё чёрное, как смоль. Ничего не вижу, ничего не слышу. Ничего не чувствую. Вскоре появился тяжёлый туман, и начало проясняться. Но всё равно было темно».
Она описывает побочный эффект ядерной бомбардировки, известный как «чёрный дождь», когда сила взрыва спустя полчаса создаёт короткий радиоактивный штормовой фронт. Внезапный сильнейший температурный всплеск вызывает ливень, который смешивается с радиационным материалом, оказавшимся в атмосфере, и обрушивается на землю липкой, чёрной водой. Странно, что поп-культура упускает эту часть в своих описаниях ядерных взрывов, правда? Мы привыкли думать, что ядерные взрывы — это гарантия высоких кассовых сборов. Однако вёдра яда, льющегося с небес, это не очень сексуально.
Мертвецы застывали на месте
Ядерный взрыв в одно мгновение уничтожает всю жизнь в округе. Папа Шигеко был рыбаком. И у него была возможность попытаться спрятаться в холодильнике, когда он увидел бомбардировщик. Да, всё верно: самая глупая сцена в фильме «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» была исторически точной.
«Он услышал самолёт, а как только он увидел его, он крикнул старикам: „Бомба, бегите“! В тот же самый момент он вбежал в огромное здание по соседству… всё обрушилось на него, а он нашёл огромный цементный морозильник, и спрятался внутри. Он не сильно пострадал».
А вот те рыбаки, которых он пытался предупредить, были не такими везучими.
«Когда он вышел, эти три или четыре человека сидели всё в том же положении, а их тела были полностью розовыми. Когда человеческая кожа отрывается, а кровь в теле закипает, тело выглядит розовым, а не красным».
Никакой медицинской помощи не было
Такие учреждения, как больницы, как правило находятся в центральных районах городов. 90% медицинских работников в Хиросиме были убиты или тяжело ранены в тот момент, когда бомба взорвалась в центре города. Шигеко провела пять дней в одной аудитории, и у неё не было такой роскоши как еда или вода. Она выжила, потому что у неё, вероятно, была иммунная система японской Росомахи-подростка (да-да, мы посмотрели это). Через пять дней до её матери дошли слухи, что дочь жива, ранена, и находится в школьной аудитории. Наконец, Шигеко была спасена. Но она не попала в больницу, потому что от больниц к тому моменту остались лишь прекрасные воспоминания. К счастью, её дом был одним из немногих зданий в городе, которые не были разрушены:
«Когда я оказалась дома, я была без сознания. Я лежала под москитной сеткой, а отец и мать по очереди заботились обо мне. Когда я спросила, как я выгляжу, мать сказала: „Отец обрезал тебе волосы“. Моя голова не слишком обгорела, поскольку волосы защитили её. Половина моего лба тоже не сильно пострадала».
«Так что когда он срезал все волосы, ему пришлось удалять всю черноту (волдыри). И он увидел очень густой жёлтый гной. Инфекция. Пять дней без лечения, пять очень жарких дней. Многие люди погибли именно так. Ни воды, ни еды. Пять дней».
Алексей Степанов
Источник: chaskor.ru