США: протесты распространились на 35 штатов.

В американском Фергюсоне губернатор объявил чрезвычайное положение и призвал на помощь полиции национальную гвардию. Против манифестантов были брошены броневики, полиция применила гранаты со слезоточивым газом, электрошоковые дубинки, водометы.

На сегодня в городе уже арестовано более 60 «недовольных». И протесты распространились на 35 штатов. Президент США Барак Обама уже дважды обращался к американцам. Он объявил, что все виновные в беспорядках, поджогах и мародерстве будут строго наказаны по закону.

Когда «Большое жюри», то есть коллегия присяжных в Сент-Луисе принимало 24 ноября решение по делу белого полицейского Даррена Уилсона, застрелившего в августе темнокожего Майкла Брауна, исход и суда и реакцию на него вполне можно было предсказать. Уилсон – не первый оправданный присяжными белый, а Браун не первый застреленный полицией темнокожий.

В принципе, Уилсон не только не нарушал никаких инструкций полиции, но действовал в полном соответствии с ними. А 18-летнего Майкла Брауна отнюдь нельзя назвать «подростком» при живом весе далеко за сто килограммов. И на коленях он не стоял перед полицией, воздев руки к небу и моля не стрелять в него. Ни один свидетель не подтвердил этого факта под присягой. Подтвердили, что он дрался с полицией. В Фергюсоне такое частенько бывает. Это – фактический пригород Сент-Луиса, одного из крупнейших городов Миссури, «ворота на запад», как зовут его еще со времен большого движения американских переселенцев на западное побережье.

 Две трети жителей Фергюсона – афроамериканцы. А из 53-х штатных полицейских только трое — темнокожие.

 Поэтому здесь, впрочем, как и в любых других городах, где существует такой расовый дисбаланс между цветами полиции и жителей, идет нечто вроде постоянной игры в «казаки-разбойники». Только оружие здесь настоящее. Здесь одни либо испытывают неприязнь к другим, либо боятся друг друга, либо и первое и второе. И потому стреляют, не особенно задумываясь о последствиях. Что собственно и произошло.

Хорошо бы, конечно, не заблуждаться. Белые американцы, включая и полицейских, вовсе не такие уж консерваторы и, тем более, уже давно не отъявленные расисты в стиле «Хижины дяди Тома». Однако дело в том, что Америка периодически достигает той самой грани, за которой поверхностное напряжение над расовой дисгармонией уже не «держит витрину». Что и случилось на этот раз. Это феномен с постоянными рецидивами. Такое уже бывало в восьмидесятых годах прошлого века в Лос-Анджелесе. Тогда бунты были еще круче.

Более всего поражает не то, что это произошло. Такие вещи для США совсем не являются чем-то из ряда вон выходящим. Поражает то, что это происходит регулярно и никакими кардинальными изменениями не заканчивается. Поражают цифры и реакция на манифестации со стороны Белого дома.

По последней статистике ФБР, в 2013 году в США полицией было совершено 461 «обоснованное убийство». Такого высокого числа жертв государственного насилия не было еще никогда за всю историю сбора подобных данных. «Обоснованное убийство» — это физическое устранение человека служащими полиции, ФБР или других государственных органов, совершенное во время службы и оправданное обстоятельствами. Это примерно 3 процента от общего числа убийств всех видов, совершенных в США за указанный год.

Но более всего удивительна реакция президента страны Барака Обамы.

Президент объявил в Белом доме, что все участники беспорядков в Фергюсоне будут наказаны по закону и сказал следующее: «Было совершенно очевидно, что вердикт вызовет беспокойство не только в Фергюсоне, но и по всей Америке. Поэтому хочу напомнить, что мы, прежде всего, страна, построенная на верховенстве закона. Мы должны согласиться, что «Большое жюри» присяжных имело право принять такое решение. Те, кто выходит на протесты – делайте это мирно. В нашем обществе по-прежнему есть проблемы, но они не решаются путем крушения витрин и сожжения машин. Проблемы не исчезнут, и ими нельзя оправдать вандализм».

Ну, кто бы спорил. И ведь правильные вещи говорит «друг Барак». Ничего иного он и сказать не мог.

 Только вот очень странно, что ничего похожего на такие призывы «к сдержанности» не было во время бесчинства погромщиков  на киевском «майдане» в прошлом и нынешнем году.

 Официальные лица США, включая сенаторов и должностных чинов государственного департамента, напротив, почти еженедельно подстрекали майданных бунтарей на новые провокации. Здесь особо отметились сенатор Джон Маккейн («Америка с вами!») и помощник государственного секретаря по делам Европы Виктория Нуланд («Кому тут булочки») и посол США в Киеве. А ведь на киевском «майдане» полиции даже запретили применять слезоточивый газ и отобрали оружие. В Фергюсоне полиции все можно, а в Киеве было ничего нельзя.

Создается такое впечатление, что для Вашингтона Украина и, особенно Донецк и Луганск — это нечто вроде загона, населенного дикими, антидемократическими племенами, которые не стоят никакой заботы и могут сколько угодно убивать друг друга. Главное, чтобы от этого не пострадали демократические идеалы. Любое правительство, любой страны мира – вовсе не паинька. У каждого есть в шкафу свой скелет и не один. Но такой подход к делу уже отдает политической аморальностью.

«Жизнь людей должна быть защищена, — сказал в Москве Дмитрий Медведев. — Американская власть несет полную ответственность за безопасность американского народа, Если даже церковные колокола звонят сегодня в дыму на улицах Фергюсона, Россия тоже выражает свою поддержку народу США. Он заслуживает лучшего».

«Россия выражает свое отвращение в связи с решением американской власти разогнать мирный протест в Фергюсоне, пройтись бульдозерами и дубинками по демократическим правам и человеческому достоинству», — заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Такое решение является неприемлемым и не подходит демократии, подчеркнул дипломат.

А бывший министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле напомнил США, что «мирные демонстрации нельзя просто запретить». «С насилием должно быть покончено, — считает он. — Вместо запрета на протесты и зачисток Фергюсона, должен быть начат реальный политический диалог, а не только его постоянные обещания».

Обстановка вокруг Фергюсона – сомнений в этом нет — через неделю успокоится. На следующую неделю Барак Обама уже заявил очередные встречи различных гражданских и расовых общин с руководством того, сего и прочего и так далее. На такие случаи в США уже давно разработаны пути отступления, отхода, обхода, кругового движения и прочая.

Беда здесь в другом.

 Те, кто на протяжении многих десятков лет сшивали Америку в одно единое целое, сформировали ее мощный каркас, умудрились одновременно создать очень прочный организм. Но организм, полный парадоксов — в виде излишеств для одних и невероятной дискриминации и безразличия для других.

 В такой деликатной и взрывоопасной — с учетом всех сегодняшних обстоятельств — области как расовое сосуществование, для нарушения равновесия обычно требуются двое, трое или сразу несколько участников. Винить кого-то одного в вопросах раскачивания расового равновесия всегда бессмысленно: здесь повод, каким бы малым он и ни был, иногда и даже очень часто так же важен, как и следствие.

Так что, увы, после Фергюсона дела, может, и успокоятся. Но только на время.

Андрей Федяшин

Источник: stoletie.ru


Читайте также:

Добавить комментарий