Министр экономики Украины в интервью изданию Handelsblatt рассказывает о последствиях глубокого экономического кризиса в стране. PR-тур Валерия Пятницкого в Берлине. Исполняющий обязанности министра экономического развития и торговли Украины выступает на Дне экономики Восточной Европы за доверие и инвестиции.
Handelsblatt: Г-н Пятницкий, на востоке Украины идет война. Украинская экономика сейчас полностью подавлена?
Валерий Пятницкий: Да, у нас идет война, параллельно проходит проверка всех госчиновников. Кроме того, после парламентских выборов, которые прошли в конце октября, будет сформировано новое правительство, которое планирует реализовать ряд амбициозных реформ. Страна была полностью разграблена бежавшим президентом Виктором Януковичем. У нас даже нет достаточного количества средств для размещения беженцев из Донбасса. Наша экономика в 2014 году снизится на семь-восемь процентов.
— Стране грозит еще большая рецессия?
— Это цифры Международного валютного фонда, и я считаю, что они реалистичные. И все же отмечу, голодать мы зимой не будем.
— Будут ли украинцы страдать зимой от холода?
— Мы закупаем как можно больше газа в Европе и оставшуюся часть — в России. С момента достижения компромисса с Россией мы не покупали больше газ у Газпрома. К счастью, сейчас половина от общего объема электроэнергии поступает из атомных электростанций. Летом мы даже отключали горячее водоснабжение в Киеве, чтобы экономить газ. Но у нас есть действующий договор до весны, затем вновь начнется игра с Россией.
— С Москвой также ведутся переговоры относительно экономической части соглашения об ассоциированном членстве с ЕС. Вы относитесь к этому с пониманием?
— Вступление соглашения в силу отложено до 1-го января 2016 года. Но с нашей стороны, мы все равно реализуем все, что предусматривает договор. У нас есть четкий план реформ, наши люди хотят интеграции с ЕС. Мы не имеем права разрушать их надежды. И если сейчас Россия захочет поднять для нас ввозные пошлины на уровень пошлин для товаров из стран ЕС — пожалуйста.
— Может ли Украина с экономической точки зрения выжить без России?
— Не произойдет полной потери российского рынка. Мы уже сейчас сократили долю СНГ в нашей торговле до 32%. Через год доля России сократится до 19%. Мы не стремимся к этому, но, в конце концов, все должно функционировать и без России. Но намного важнее, что ЕС сейчас помогает украинским компаниям в оборонном секторе, с которым разорвал отношения российский рынок, и чьи сотрудники могут уехать в Северную Корею или Иран.
— То есть без России все будет функционировать. А без Донбасса, который был до недавнего момента промышленным центром Украины?
— Мы не хотим потерять Донбасс. Но там необходимы не только масштабные восстановительные мероприятия, но и срочные структурные реформы. Направленность Донбасса на уголь и сталь чрезмерно ярко выражена, многие фирмы там устарели в развитии и связаны с олигархами. Протесты на Майдане были еще и протестом против олигархов. Мы не допустим возвращения к олигархической системе. В конце концов, Украина справится и без Донбасса, но тогда нам придется еще сильнее менять промышленный сектор.
— Правительство из-за этого приостанавливает выплаты пенсий и поддержку больниц?
— Нет. Мы не можем выплачивать там пенсии, поскольку банки были разграблены, банкоматы подвергались нападениям. По этой причине нам также пришлось закрыть офис Центрального банка в Донецке. Деньги людей хранятся на их пенсионных счетах, они могут их снять в регионах, не находящихся под контролем сепаратистов. И все, что мы могли перенести из Донбасса в другие регионы, например Донецкий университет, мы перенесли. Мы надеемся, что война скоро закончится и начнется восстановление региона.
Маттиас Брюггман
Источник: inosmi.ru