Политологи предложили возможные пути решения кризиса на Украине

Из явно затянувшегося на Украине кризиса есть целых три пути выхода — различных по степени болезненности и выполнимости.

Но выбрать действительно есть из чего. В этом собравшихся накануне в пресс-центре МИА «Россия сегодня» журналистов попытались убедить эксперты Российского совета по международным делам.

Прессе был презентован доклад «Россия и Украина: коридор возможностей» за авторством профессоров РГГУ и членов РСМД Александра Гущина и Сергея Маркедонова. Помимо самих авторов, на встречу пожаловали также руководитель некоммерческой организации Андрей Кортунов, а также член ее президиума и известный политолог Федор Лукьянов.

Каждый высказался по означенной в аналитической записке теме, если конкретнее — по трем предложенным аналитиками вариантам выхода из кризиса — позитивном «децентрализационно-компромиссном», негативном «конфронтационно-силовом» и, как заключили в итоге сами авторы, наиболее реальном — сценарии «глубокой заморозки».

Маловероятность «позитивного» сценария определил недавний Брисбен, силовой вариант невыгоден нынче самому Киеву, а вот сохранение некоего «статуса-кво» — может оказаться в итоге тем самым «соломоновым решением», которое пусть и не дарует Донбассу мир, но в дальносрочной перспективе поможет укрепиться ДНР и ЛНР, где на авансцену неизбежно выйдут сильные лидеры, с которыми Киев не сможет не считаться.

Авторы документа на это, по крайней мере, уповают.

На вопрос обозревателя KM.RU о влиянии фактора санкций на тех, кто в России принимает решения по украинскому вопросу, ответил присутствовавший на презентации доклада политолог, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, один из организаторов дискуссионного клуба «Валдай» Федор Лукьянов:

— Когда мы говорим о российско-украинских отношениях, то в этом контексте преувеличение значения введенных против России санкций действительно имеет место быть. Если наш западные партнеры таким образом ставят пред собой задачу изменить политику России по Украине, то им надо бы уже наконец давно смириться с тем, что это все напрасные надежды. Во всяком случае, они уже не раз имели возможность убедиться в том, что на эту цель ранее введенные санкции просто не работают.  И, очевидно, работать уже не будут.

Вообще ни в одной стране мира ни одна власть под открытым внешним давлением свою политику меняет не станет.  Уж тем более если мы говорим о России, о российской власти и о случае открытого давления по поводу занятой Владимиром Путиным позиции по Крыму и по Украине. Речь, подчеркиваю, именно об открытом давлении.

При этом понятно,  что российская власть представлена не мазохистами и, конечно же, не заинтересована в провоцировании новых санкций. И мы можем сегодня наблюдать определенную гибкость и лавирование в диалогах представителей российской политической элиты с западными коллегами. Но, разумеется, в тех пределах, которые позволяют России эффективно отстаивать свои интересы в регионе.

Надо сказать, что последний пакет санкций был введен Евросоюзом уже после достигнутых в Минске договоренностей, что, как мне лично кажется, психологически на нашу власть очень ощутимо повлияло. Ведь получается, что Запад предельно цинично показал нам: какая разница, вводишь ты войска или не вводишь, делаешь что-то для воцарения мира на Украине или, наоборот, разжигаешь — новую порцию санкций получишь в любом случае.

В то же время, следует особо сказать о тех санкциях, которые явно направлены на некую масштабную, глобальную трансформацию нынешней внутренней и внешней политики Кремля. Направлены они со стороны США и вот здесь уже все же шапкозакидательством заниматься не стоит – это действительно очень серьезный вызов нашей элите, последствия этих санкций могут быть очень существенными и я бы рискнул утверждать, что тут может потребоваться определенное дипломатическое искусство, чтобы негативные последствия этих недружественных шагов так или иначе нивелировать.

Вообще сложившуюся ситуацию с санкциями следует оценивать трезво. Не нужно обольщаться: да, Запад успел значительно подкорректировать свое отношение к действующей украинской власти, подкорректировать в худшую сторону, но из этого еще не следует улучшение отношения к России. Отношение США и Европы к России неодинаково, но роднит эти субъекты консолидированное отношение к нашей стране, как к серьезному источнику угроз. А это значит, что нужно быть готовыми к дальнейшему ужесточению санкций.

И трудно не согласиться со словами главы российского МИДа Сергея Лаврова, который ранее прямо указал на то, что конечная цель предпринимаемых Европой и США против России шагов – не просто изменение политики Москвы в отношении Киева, но смена самой власти.

Хотя я бы и не сгущал бы краски настолько, но в целом, положа руку на сердце, такие настроения не являются для нас каким-то сюрпризом, а намерение Запада размыть фундамент, на котором сегодня стоит российская власть, проговаривается очень четко.

Виктор Мартынюк

Источник: km.ru


Читайте также:

Добавить комментарий