Бывший офицер спецслужб, реконструктор, воевавший добровольцем в Приднестровье и в Сербии Игорь Стрелков (это – псевдоним, настоящая его фамилия – Гиркин), стал известен широкой общественности только в 2014 году, когда по собственной воле отправился воевать в Донбасс. Недавно в интервью газете «Завтра» Александра Проханова Стрелков признался, что именно он стал одним из главных инициаторов вооруженного противостояния.
«Спусковой крючок войны все-таки нажал я. Если бы наш отряд не перешел границу, в итоге все бы кончилось, как в Харькове, как в Одессе. Было бы несколько десятков убитых, обожженных, арестованных. И на этом бы кончилось. А практически маховик войны, которая до сих пор идет, запустил наш отряд. <…> И я несу личную ответственность за то, что там происходит», — заявил Стрелков в том интервью.
Действительно, Игорь Стрелков стал одним из самых публичных командиров ополченцев, потом – министром обороны ДНР, однако потом в середине лета внезапно ушел в отставку и отбыл в Россию. В своей отставке и не введении российских войск в ДНР и ЛНР Стрелков публично обвинял помощника президента России Владислава Суркова, который, как принято считать, курирует в Кремле «украинский вопрос».
После отъезда в Москву Стрелков долгое время молчал, лишь иногда передавая свои мысли по поводу Новороссии через знакомых блогеров, однако в последние недели эту традицию неожиданно нарушил. Помимо газеты «Завтра» он дал интервью еще нескольким федеральным СМИ: радиостанции «Коммерсант FM», сайтам «Свободная пресса», «Газета.Ru», LifeNews и другим.
Стоит отметить, что пока наличие долгосрочных политических планов Стрелков отрицает: в интервью главному редактору радиостанции «Говорит Москва» Сергею Доренко он заявил, что «поход в политику пока не планируется», и что пока его главная цель – это развитие движения «Новороссия», которое будет заниматься гуманитарной помощью Донбассу и ветеранам-добровольцам.
При этом в политических кулуарах столицы все равно обсуждается, что даже при отсутствии декларируемых краткосрочных перспектив у Стрелкова вполне могут быть определенные амбиции.
Источник, близкий к администрации президента, отметил, что на Стрелкова в СМИ нет никакого «блока» (негласного запрета на упоминание имени, — «Росбалт») и считает, что он может в ближайшие годы быть востребован на «патриотическом» и отчасти националистическом фланге, который Кремлю важно сохранить под своим контролем. «Думаю, его могут использовать во внутренней политике, учитывая его лояльность Путину. Он удобный спикер по теме «национал-предателей», в том числе, в элитах, а его имперский патриотизм может быть востребован на националистическом фланге, чтобы контролировать лояльных Кремлю людей с патриотическими и отчасти националистическими взглядами», — полагает источник.
Окружение Владислава Суркова к Стрелкову относится крайне недоброжелательно, и контакт с ним налаживать не планирует. Их основные аргументы – «присвоил себе всю славу и желал личного пиара», «призывал развязать агрессивную войну, в которой погибли бы десятки тысяч», «не берет на себя никакой ответственности».
«… Он разменял свой потенциал на истеричные вопли в интернете и пресс-конференции. К сожалению, Игорю Ивановичу вообще нельзя заниматься политикой, так как он ничего в ней не понимает. Он гордится тем, что был на государственной службе, но он был опером, в области политики и управления государством у него нет никакого опыта. Его можно развести на любые провокации, очень легко, он довольно инфантильный, плохо разбирающийся в людях человек, что доказывают его сегодняшние поступки… Сейчас он все-таки формально клянется в верности Путину и системе. Вероятнее всего, Игорь Гиркин еще побегает по «политическому рынку», а потом тихо отбудет в политическое небытие и будет жить долго и счастливо», — так, в частности, отзывается о Стрелкове экс-премьер-министр ДНР Александр Бородай, ушедший в отставку еще летом 2014 года и демонстрирующий полную лояльность политике Кремля.
Если говорить о внутренней политике и националистическом фланге, то стоит отметить, что у его представителей практически нет возможности участвовать в легальной политической жизни: партию зарегистрировать националистам так и не дали (даже после протестов 2011-2012 года). При этом после событий в Крыму и Донбассе на этом фланге, как и на всех остальных, идет серьезный раскол. Позиции различных политических сил и фигур, использующих риторику националистического характера в связи с российско-украинскими событиями, сильно отличаются, и едва ли можно теперь представить политика Алексея Навального вновь на «Русском марше», а бывшего члена Координационного совета оппозиции националиста Владимира Тора – на митинге, где выступают либеральные ораторы.
Встречался Стрелков и с рядом националистически настроенных журналистов, на которых произвел смешанное впечатление, в том числе, в плане оценки его политических перспектив. Так, к примеру, публицист Дмитрий Ольшанский считает, что никакого будущего в системной политике у Стрелкова нет, несмотря на все заявления о том, что он – главный союзник Путина. «Он человек честный, в том числе и в ущерб себе, резкий, принципиальный, с взглядами, которые в корне противоречат устройству нашей системы — при всем его показном лоялизме. Я не исключаю, что если Кремль решит на выборах 2016 года поиграть в нечто вроде партии «Родина-2003″, его могут попытаться затянуть в такую игру. Тем не менее, в ее успех я не верю. Политическое будущее Стрелкова лежит целиком за пределами сроков жизни нынешней власти — если, конечно, такие пределы когда-то возникнут», — считает Ольшанский, активно поддерживавший ДНР и ЛНР.
Журналист Егор Холмогоров, напротив, полагает, что у Стрелкова большое политическое будущее, в котором, впрочем, Кремль не заинтересован: «Неуправляемые организации националистов никаких угроз Кремлю не создавали. Так зачем же собственными руками создавать организацию во главе с сильным лидером? Чтобы пасти националистов? Нас не надо пасти, мы и так в политическом ничтожестве. Сила национализма не в организации, а в идеях, которые объективно овладели массами. И Стрелков может быть востребован именно как массовый, а не как нишевый политический лидер».
Отметим, впрочем, что попытки создания управляемых националистических или околонационалистических проектов, как принято считать, Кремлем предпринимались. Так, например, была создана партия «Родина», притянувшая в свое время симпатии одновременно части левого и части националистически настроенного электората.
Более критически настроенные националисты и эксперты считают, что политические перспективы Стрелкова-Гиркина призрачны и лежат не в легальном поле: скорее его будут использовать ситуативно, но развиться в полноценную фигуру не дадут, тем более, что у него есть практика защиты собственных идей и интересов с оружием в руках.
«Заявление Бородая, что Стрелков — герой, но в политике ничего не понимает, представляется знаковым. Это конкретный намек — не надо играть в политику. Очевидно, что политические амбиции у Стрелкова проявились. Может ли он войти в системную политику? Да, если Новороссия доживет в каком-то виде до 2016 года, а сам он примет участие в выборах Госдумы по партийным спискам. Есть ли партия, которая может его пригласить без риска, что он затмит лидера? Есть. ЛДПР. Если им конечно жестко не возразят в администрации президента. Пойдет ли на такое сам Стрелков? Вряд ли. Системная политика не для него. А в политике несистемной очень легко быстро потеряться. Конечно, его могут использовать. В качестве рупора. Интерес к нему большой. Но дать ему развиться как политику — вряд ли», — считает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.
Один из лидеров незарегистрированной Национал-демократической партии Константин Крылов придерживается схожего мнения. «Я считаю, что фигура Игоря Стрелкова слишком значительна, чтобы остаться без будущего. У Стругацких в «Обитаемом острове» есть фраза – «Вы — сила, а сила не остается без хозяина». Речь не идет о том, что сейчас у него есть хозяева, а в том, что даже если они исчезнут, он не останется без внимания других людей, которые снова захотят его использовать и, безусловно, в какие-то проекты его вовлекут. При этом он, по крайней мере, не пытается сделать вид, что он неконтролируем. Если говорить о конкретных проектах, то я не уверен, что это будут именно националистические проекты, скорее ему будет продуктивнее играть на общепатриотическом поле», — считает Крылов.
Если говорить о текущих политических симпатиях Стрелкова, то вскоре после его отъезда из Донецка его видели на Валааме в компании философа-евразийца Александра Дугина, а сам он в интервью повторяет, что лично лоялен президенту Владимиру Путину, но не его окружению.
Политконсультант Глеб Кузнецов отмечает, что Стрелков – это человек, которого в любом случае Кремль может контролировать только частично: в случае критических несогласий, он, в теории, может взяться и за оружие.
«Такие люди, на мой взгляд, подобны домашним скорпионам. Пока они живут в террариуме, можно любоваться их грацией и красотой, но нельзя забывать, что имеешь дело со скорпионами. Люди, готовые с оружием в руках сражаться за свои цели, никогда не будут для государства более чем временными союзниками. Че Гевара был временным союзником для Фиделя Кастро, но Кастро потом сделал все, чтобы Че Гевара исчез с Кубы, потому что целью таких людей никогда не будет стабильность государства и общее спокойствие. Главная угроза режиму, на самом деле, исходит от русских империалистов в понимании тех же Стрелкова и Бородая, а не от Госдепа США и «Эха Москвы»», — считает Кузнецов.
Екатерина Винокурова
Источник: rosbalt.ru