Аннексия Крыма для Литвы — не новинка. Как и гибридная война. Литва испытала ее на своей шкуре, сказал историк Витаутас Йокубаускас, который выступал на пресс-конференции о гражданской обороне во время гибридной войны, проведенной Литовским союзом стрелков.
Крымский сценарий Литва пережила в межвоенное время, когда нацистская Германия без единого выстрела отрезала от Литвы Клайпедский край.
«В 1939 г. литовские военные установили пулеметы на территории клайпедских военных частей, однако их позиции обложила толпа гражданских лиц, которая прорвалась на загражденную территорию, военным пришлось их вытеснять», — рассказал Йокубаускас.
По его словам, край просто-напросто рвался в состав Третьего Рейха: «После присоединения в Клайпеде начался рост цен, нехватка продовольствия, затем мобилизация в Вермахт. По сути это Крымский сценарий 2014 г. Только другие участники», — сказал историк.
Йокубаускас рассказал, что в феврале 1940 г. политическое руководство Литвы приняло решение в случае агрессии оказывать сопротивление и уходить в Германию. К этому последовательно готовили и Литовскую армию: проводили военные учения, во время которых анализировали сценарии нападения со стороны СССР.
По его словам, в общей сложности подготовили 250 000 военных запаса, в их числе больше 500 офицеров. Литовский союз стрелков объединял 88 000 мужчин, женщин и детей, около 48 000 подготовленных к бою стрелков.
В 1930-1937 гг. проводили учебные мобилизации, а в сентябре 1939 года, когда началась война – частичная мобилизация.
Несмотря на отличную подготовку, в июне 1940 года Литва капитулировала перед СССР, даже не пытаясь защищаться. почему? Историк объясняет это нерешительностью политиков и командующих армией.
Согласно воспоминаниям участников последнего заседания правительства, за отклонение ультиматума СССР и оказание сопротивления выступали президент Антанас Сметона, министр обороны Казис Мустейкис, министр образования Казимерас Йокантас и спикер парламента Константинас Шакялис.
«Не даром красноармейцы, получив последний приказ 15 июня идти в Литву без боя, обеспокоенно удивлялись, как эти идти без боя в буржуазную страну, как это занять ее без боя?» — сказал Йокубаускас.
Историк сказал, что в этом году в Литве все очарованы новинкой — «гибридной войной», однако забывают, что Литва уже проиграла ряд таких войн.
«В марте 1939 г. без единого выстрела был потерян Клайпедский край – тут важно подчеркнуть, что концепция гражданского сопротивления на территории, где проживают жители, на которых влияет другая страна, не оправдала себя. Литовское военное руководство прекрасно знало, что часть стрелков Клайпедского края ни во что ставила Литовское государство и входила в состав Союза стрелков только по необходимости – все госслужащие должны были вступать в него или вступали ради получения военной подготовки», — сказал Йокубаускас.
Йокубаускас приравнял оккупацию Клайпедского края с аннексией Крыма. По словам докладчика, это абсолютно идентичные случаи, только с другими участниками.
По словам историка, для обороны края важен состав жителей. Риск беспорядков и восстаний намного больше в тех районах, городах, где группа, на которую влияют извне, составляет треть населения или больше.
По его словам, эту предпосылку иллюстрируют примеры Крыма и Одессы на Украине. В Крыму русские составляли около 60% населения, украинцы — всего 24%. В Одессе украинцев было 62%, русских – 29%.
«Наконец, в июне 1940 г. врагу не нужно было даже применять 8 фазу гибридной войны. В межвоенные годы для немалой части литовской элиты были открыты двери посольства СССР, некоторые политики получали оттуда финансирование, в подполье действовало ядро пятой колонны – Коммунистическая партия. А в литовской прессе о СССР писали положительно или нейтрально, рассуждали о том, «что при русских народу будет лучше, чем при немцах», — сожалел историк.
Эгле Самошкайте
Источник: ru.delfi.lt