Зонтик ПРО накроет не все страны ОДКБ?
На днях в прессу просочилась информация о том, что государства ОДКБ создают единую систему ПВО и ПРО. По мнению экспертов, этот шаг существенно повышает эффективность координации работы аналогичных систем ПВО и ПРО в различных государствах альянса.
Весьма скурпулезный процесс
Решение о создании единого покрытия противовоздушной и противоракетной обороны было принято на днях в Екатеринбурге по итогам расширенного заседания Военного комитета ОДКБ. В этот комитет входят начальники генштабов стран-членов организации.
Создание единой системы противовоздушной и противоракетной обороны, конечно, имеет важное значение для «уважающего себя» военно-политического альянса. Однако это довольно долгий и, как отметил сам начальник российского Генштаба Валерий Герасимов, «весьма скрупулезный процесс».
С другой стороны, ситуация усугубляется тем, что ОДКБ еще находится на стадии становления, и государства-члены организации преследуют разные цели. В связи с этим возникает вопрос: удастся ли сторонам полноценно разработать и реализовать новый этап развития ОДКБ на фоне существующих противоречий в целях, преследуемых странами-участницами альянса?
Противовоздушный зонт и не только
Первым на высшем уровне о намерении сформировать единую систему ПВО на пространстве ОДКБ заявил в ноябре прошлого года президент России Владимир Путин. Он тогда заговорил о создании Москвой единой системы ПВО с Арменией и Казахстаном.
«В этом году успешно прошли российско-белорусские стратегические учения «Запад-2013». На очереди создание региональных группировок войск с участием Армении, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана. Планируем также усилить единую систему ПВО с Белоруссией, приступить к формированию подобных региональных систем с Арменией и Казахстаном», – заявил Путин в Кремле на церемонии представления офицеров по случаю их назначения на командные должности.
В настоящее время единая система ПВО действует у России лишь с Белоруссией. «На подходе Казахстан и Киргизия», – заявил начальник Генштаба ВС России, добавив, что в ближайшее время будет разработана «дорожная карта» создания единой системы ПВО в Центрально-Азиатском регионе. Система, по его словам, строится так, чтобы в перспективе объединить всех членов ОДКБ.
Однако стороны не желают ограничиваться только лишь созданием «противовоздушного зонтика». По словам Герасимова, организация планирует пойти дальше и создать единую систему ПРО по всей зоне своей ответственности, что эксперты посчитали ответом альянса на расширение американской зоны покрытия противоракетной обороны.
Часть западных комментаторов видят в инициативах России «замашки экспансионизма», особенно в контексте украинского кризиса, и считают необходимым противодействовать им.
Например, на днях в журнале Foreign Affairs вышла статья, где дословно говорилось о следующем: «Сегодня линии сдерживания должны пройти по границам стран, которые стоят на пути российской экспансии. В этом смысле разделенная Украина играет ныне ту же роль, что и разделенная Германия в прошлом. Украина, следовательно, должна получить такую же финансовую, политическую и военную помощь. Финляндия, Швеция, Эстония, Латвия, Литва и Молдова, а возможно, и Беларусь с Казахстаном, должны стать точками приложения «контрсилы» в форме массированной военной помощи. Цель этих мер заключается не в свержении российской власти, но в предотвращении российского проникновения в постсоветские страны».
Единое покрытие
Для Армении, как отмечают эксперты, формирование единой системы ПВО может обеспечить эффективное комплексное покрытие воздушного пространства Южного Кавказа с использованием дислоцированных на Северном Кавказе систем обнаружения и радиолокационных санкций России. В условиях очевидных симптомов «разморозки» карабахского конфликта его значимость сложно переоценить.
Другое дело, что интеграция систем ПВО с России для Еревана – практически совершившийся факт, поскольку дислоцированные на 102-й российской военной базе в армянском городе Гюмри системы С-300 и боевые самолеты МИГ-29 соединены в единую систему ПВО Армении, которая синхронно работает с российским командованием на Северном Кавказе.
Вопрос безопасности для Армении, находящейся в конфликте с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха и блокированной со стороны Турции (по той же причине), имеет жизненное важное значение. Именно этим было обусловлено политическое решение руководства Армении вступить в Евразийский экономический союз, а не возможными экономическими дивидендами.
В этом плане щитом безопасности для Армении служат зонтик ОДКБ и особенно двустороннее военное-стратегическое союзничество с Россией.
Безопасность для Еревана превыше всего из-за сложного регионального контекста. По этой причине в случае Армении в борьбе между европейским и евразийским интеграционными проектами победил фактор ОДКБ. Щит важнее экономики.
В настоящее время после принятого в Екатеринбурге решения сторонам предстоит пройти длительный процесс модернизации систем ПВО и зенитно-ракетных комплексов, разместить авиационные составляющие там, где его нет и отработать вопросы совместимости указанных систем на всем пространстве ОДКБ.
Трещина на зонтике безопасности
Военно-политический блок ОДКБ построен таким образом, что в нем гравитационным центром и реальной величиной является Россия, вокруг которой собрались ее союзники. Это скорее «клуб друзей-союзников» России, нежели военно-политический альянс реальных союзников.
Проблема – в выстраивании отношений и интересов в организации, где существуют вертикальные двусторонние связи между Россией и с остальными, а горизонтальные связи между другими «союзниками» почти отсутствуют.
О сказанном также свидетельствует экономическая составляющая сотрудничества тех же стран, например, на пространстве СНГ, где львиная доля торговли государств-участников приходится на Россию, а удельный вес многовекторной торговли в рамках содружества не столь значителен.
Это раскрывает основную суть ОДКБ, чьи участники преследуют совершенно разные интересы.
Для России ОДКБ – формат удержания союзников в одном пространстве, военная величина, подкрепляющая ее геополитические цели. В широком региональном плане создание единой системы ПВО и ПРО – это ответ на расширение аналогичных систем США, а в направлении Южного Кавказа – важный фактор, укрепляющий ее южный фланг на фоне сирийского кризиса, кровавой бойни «Исламского государства» и закручивания политических страстей вокруг ядерной программы Ирана.
В случае Армении блок является средством решения вопросов безопасности в контексте нагорно-карабахского конфликта. Однако при возобновлении военных действий Ереван ожидает поддержку скорее от России в рамках двусторонних союзных отношений, нежели от Киргизии или Таджикистана (мешает фактор исламской солидарности с Азербайджаном и отсутствие реального интереса перебрасывать сюда свои войска).
Для Таджикистана ОДКБ – инструмент обеспечения собственной безопасности в случае открытого конфликта с Узбекистаном. Беларусь же покрывается щитом организации перед НАТО.
Это сегодняшние политические реалии, которые складывались на протяжении последних 20 лет. Примером неэффективности выстраивания отношений в рамках ОДКБ является относительно недавний выход Узбекистана из организации.
Эффект санкций для ОДКБ
Блок, где гарантии и отношения строятся не горизонтально, а вертикально и только в паре с Россией, не может долго существовать. В настоящее время организация действует и показывает жизнеспособность, поскольку присутствует такой цементирующий фактор, как Россия, которая для остальных участниц организации выступает в качестве поставщика всех видов вооружений и большого рынка, экономического партнера.
Однако Россия под санкциями Запада из-за украинского кризиса уже сталкивается с серьезными экономическими проблемами, что, конечно же, скажется и на всех спонсируемых ею проектах и форматах – ОДКБ, Евразийском экономическом союзе и пр.
В связи с этим в ОДКБ могут появляться трещины. В нынешнем формате выстраивания интересов блок продолжит свое существование ровно до тех пор, пока привлекательной и сильной будет ее основная военная и экономическая величина – Россия
Аршалуйс Мгдесян
Источник: kavpolit.com