15 ноября Пограничная служба Кыргызстана подвела итоги за 10 месяцев 2014 года. За это время были задержаны 252 нарушителя государственной границы, произошло 40 инцидентов. Из них на киргизско-таджикском участке – 32; на киргизско-узбекском участке – 5; на киргизско-казахстанском участке – два, а на границе с Китаем — один (более подробно о работе южных погранзастав можно прочитать здесь).

По сравнению с 2013 годом, общее количество инцидентов немного возросло. Однако отмечается снижение в три раза количества конфликтов на границе с Узбекистаном и увеличение почти в два раза — с Таджикистаном.

Более полную информацию по инцидентам за текущий и прошлый год «Фергане» предоставила начальник управления по работе со СМИ и общественностью ГПС КР Гульмира Борубаева. Так, в результате пограничных инцидентов с применением оружия в 2014 году погибли три гражданина Кыргызстана: один человек — 23 января на киргизско-китайском участке, еще один — 10 августа на киргизско-таджикском участке и третий — 3 ноября на киргизско-узбекском участке. Один гражданин получил ранение 10 ноября в ходе применения оружия узбекскими пограничниками. Кроме того, ранения получили семь военнослужащих погранслужбы Кыргызстана и один сотрудник МВД.

Что касается прошлого года, то в 2013 году на государственной границе произошло 34 инцидента, из них на киргизско-таджикском участке – 19; на киргизско-узбекском – 15. Погибло два гражданина КР.

По информации пограничников, основные причины пограничных инцидентов – это:

— отсутствие международного нормативно-правового документа прохождения линии государственной границы;

— высокая плотность населения охраняемого участка государственной границы;

— наличие несогласованных (неописанных, оспариваемых) участков государственной границы;

— использование земель, водных ресурсов, пастбищ в приграничных районах;

— попытка провоза контрабандных товаров через государственную границу, минуя пункты пропуска;

— отсутствие знаний у населения о прохождении линии государственной границы, отсутствие этики поведения на границе в приграничных районах у местных жителей, а также открытое нежелание местных жителей понимать вопросы правоотношений на государственной границе суверенных государств.

Контрабанда

В 2014 году кыргызстанская Погранслужба совместно с силовыми структурами активно проводила разведывательно-поисковые действия, в ходе которых за нарушение режима государственной границы задержано четыре человека, обнаружены одна авиабомба, один РПГ-18 «Муха» и две единицы НУРС (неуправляемые реактивные снаряды).

В целом, границу КР пересекли около 13 миллионов человек, более одного миллиона единиц транспортных средств. С неисправными документами оказались5.749 человек.

Еще одна причина приграничных задержаний — контрабанда. За 10 месяцев 2010 года пограничники задержали контрабанду на общую сумму в 5 миллионов сомов, а также изъяли 114 кг наркотических веществ, 10 единиц огнестрельного и 164 единиц холодного оружия, 62 штук боеприпасов.

В течение года корреспондент «Ферганы» собирал информацию. передаваемую в СМИ пресс-службой пограничников, о контрабанде. Основное количество рапортов было о задержании продуктов.

Итак, 19 января на участке Лейлекского пограничного отряда был пресечен провоз 300 коробок с яйцами, на сумму 460 тысяч сомов, товаров народного потребления: одежды, медикаментов, парфюмерии и электрических теплых полов, 50 мешков муки и более 350 кг хлопкового масла.

27 февраля пресечена контрабанда на территорию Таджикистана в виде 2.300 саженцев плодового дерева абрикоса, а также около 10 тонн сушеных урюка и шиповника и 2 тонны курута.

5 марта из Таджикистана в Кыргызстан пытались провезти кисломолочные продукты (сметана — 5 коробок, кефир – 5 коробок), кондитерские изделия (торты, пирожное) и колбасные изделия (20 шт.) на общую сумму около 60.000 сомов.

10 марта был пресечен провоз на территорию страны более 100 рулонов ткани.

18 марта кыргызстанцы пытались провезти в Таджикистан более 5.000 блоков сигарет Marlboro, общая стоимость которых составляет более четырех миллионов сомов.

14 мая гражданин Кыргызстана на автомашине марки «КамАЗ» пытался провезти 11 тонн лука стоимостью около 400.000 сомов из Узбекистана в Кыргызстан. Другой кыргызстанец нелегально вез 467 килограммов меди стоимостью около 47.000 сомов.

29 августа была пресечена попытка провоза из Кыргызстана в Казахстан контрабандного груза в виде 14 коробок с блоками сигарет общей стоимостью 140.000 сомов.

29 августа пограничники задержали гражданина Кыргызстана, который пытался провести в Казахстан трех птенцов сокола балабана.

4 сентября пограничники недалеко от села Степное Жайыльского района Чуйской области обнаружили пакет, в котором находилось более 2 килограммов конопли.

26 сентября была задержана партия из 250 рулонов ткани, которая переправлялась в РУз (на сумму более 400 тысяч сомов).

28 октября была задержана направлявшаяся из Таджикистана контрабандная партия продуктов питания на сумму более 130 тысяч сомов.

29 октября был задержан направлявшийся в Казахстан гражданин Казахстана, у которого пограничники в ручной клади обнаружили 113 единиц холодного оружия (армейские штык-ножи производства США). В этот же день был задержан кыргызстанец, пытавшийся провезти в Казахстан еще три единицы армейских штык-ножей производства США.

10 ноября, когда двое кыргызстанцев на двух грузовых машинах пытались провезти контрабандные куриные и утиные окорочка через киргизско-узбекскую государственную границу, узбекские пограничники применили против них оружие, в итоге один кыргызстанец был ранен.

13 ноября была пресечена контрабанда — 176 штук Тянь-Шанской ели — в Узбекистан. Стоимость контрабандного груза составила более 2,5 миллионов сомов.

Границы как источник конфликтов

Обсудили ситуацию на рубежах родины пограничники и эксперты на Круглом столе на тему «Способен ли Кыргызстан защитить свои границы?», который состоялся 26 ноября в Бишкеке.

Открыл мероприятие первый заместитель председателя, начальник Главного штаба Государственной пограничной службы Кыргызстана Искендер Мамбеталиев, который утвердительно ответил на главный вопрос мероприятия: сумеют ли его службы защитить границы.

«Сейчас ситуация на границах неоднозначная, — признал полковник. — Но мы сумеем сохранить границы, нам для этого нужны дополнительные силы, дополнительные технические средства охраны и финансирование для содержания пограничной инфраструктуры. Самая сложная ситуация — на неописанных участках границы, источниками конфликтов там являются активная хозяйственная деятельность и вопросы водо- и землепользования. Эти вопросы требуют постоянного внимания».

Мамбеталиев также сообщил, что нельзя исключать и военных угроз. «Нас всегда учили готовиться к худшему варианту, в связи с чем всегда есть люди на месте, где произошли Баткенские события 1999-2000 годов».

Подробнее о ситуации с документами, по которым определяются границы, можно прочитать в прошлогоднем интервью Искандарова нашему изданию. Также отметим, что за этот год Кыргызстан в вопросе определения границ не продвинулся ни на метр

Следующим выступил спецпредставитель аппарата правительства по вопросам границ Курбанбай Искандаров, который честно признал, что никто не знает, когда закончится делимитация и демаркация границ.

«Вся проблема заключается в несоответствии документов, по которым Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан определяют границы. Мы используем материалы 1955 года, соседи – другие», — отметил Искандаров и сообщил, что на сегодняшний день с Узбекистаном утверждены 1054 км из 1378 границ и 519 км — из 970 с Таджикистаном.

«Переговоры желательно начинать, определив правовые основы. Если бы мы так сделали сначала, то не оказались бы в затруднительном положении. А сейчас мы в очередной раз договорились со сторонами изучить документы. На днях наша делегация отправляется в Российскую Федерацию, которая согласилась допустить нас к военным архивам, где есть касающиеся границ бумаги. Надеемся, что новые документы помогут нам», — выразил надежду чиновник.

Эксперт по вопросам границ Саламат Аламанов критично отнесся к надеждам Искандарова на поездку в Москву.

«Наши таджикские коллеги уже привозили материалы из Москвы. Они одни и те же. И их анализ показывает, что продвижения в переговорный процессе они не дадут. Проблема в том, что наши чиновники боятся решать этот вопрос, потому что он вызовет негативную реакцию. Я называю это «синдромом Узенгуу-Куш». И никакие документы, кроме политической воли, не позволят решить этот вопрос. Уже даже обычные граждане говорят: берите ответственность на себя и решите приграничные вопросы. У меня такое ощущение, что переговорный процесс сломался, и сейчас с обеих сторон идут только ультимативные заявления. Но это неправильно. Рано говорить о претензиях на чужие территории. Надо быть более гибкими», — считает Аламанов, который не только раскритиковал чиновников, но и предложил свое видение решения проблемы.

«Я сформулировал свои рекомендации. Главное условие снятия напряжённости на границах – это завершение процесса определения границ. Правительственным делегациям всех сторон пора найти пути формирования конструктивных переговоров. Однако пока не будет выработан механизм уступок – вопрос не решится. Если поставлена цель решить вопрос в свою пользу, вы его не решите. А сейчас три стороны не хотят никому уступать свою землю. Это считается верхом патриотизма. Я же патриотизмом считаю наконец-то определить границы.

Первое. Если готовы уступать, то исключите обсуждение хозяйственных вопросов, строительство дорог, мостов и т.д. Это не я придумал — это мировая практика, и именно по этому принципу мы обозначили границы с Китаем. Переговоры с таджиками мы первый раз начали в 1997 году. Я тогда говорил, что не надо касаться хозяйственных вопросов. Но все начали говорить именно о них, начались споры. Такой же раздрай был в 1998 году. Проведите делимитацию, а когда будет определена территория, то поговорите об аренде земель, пользовании водопоями и т.д.

Второе. Необходимо разработать несколько вариантов определения границ. Потому что переговоры предполагают, что каждая сторона будет предлагать варианты.

Третье. Проблему анклавов решить путем принятия справки о перемещениях в анклавах путем упрощённого режима границ. Я в дурном сне не видел, что столько конфликтов будет с таджикской стороной», — завершил Аламанов.

На мероприятии также был затронут вопрос наркотрафика.

Начальник отдела ГСКН при правительстве Кыргызстана, эксперт Международного комитета ООН по контролю за наркотиками Тимур Исаков заявил, что в 90 процентах причиной конфликтов являются наркотики, которые приходят извне. «Как выходить из этой ситуации? ООН выработала ряд рекомендаций, используя которые, страна пытается добиться, чтобы напряжённость с наркотиками если не уменьшилась, то стабилизировалась».

«По поводу уменьшения потока наркотрафика нет иллюзий, — считает Исаков, — так как последние три года в Афганистане идет увеличение посевов опийного мака. Пути решения проблемы – охрана государственной границы. Однако этого мало. Речь идет о том, что сколько ни старайся сделать границу непроницаемой, до идеала не дойти. Нам надо поднимать наркопрофилактику, сделать, чтобы у населения выработался иммунитет к наркотикам. Когда-то это было несбыточной мечтой, а последние два года количество официально зарегистрированных лиц, которые принимают наркотики, снижается. Это первая ласточка того, что профилактика в этой области действует».

Официальный представитель ГКНБ Рахат Сулайманов признал, что терроризм – еще одна реальная угроза для страны. Согласно его данным, только с начала этого года было проведено более 500 оперативных мероприятий по всей стране. Обезврежено семь террористических групп, которые намеревались организовать террористические акты в Бишкеке и Оше. На сегодняшний день 36 членов международных террористических организаций, которые намеревались произвести диверсионные акты, находится в СИЗО ГКНБ. Что касается Сирии, то там уже погибло восемь граждан Кыргызстана и более 150 находятся в зоне конфликтов.

Мероприятие завершилось ответом Курбанбая Искандарова на критику Аламанова. Он заявил, что поездка в московские военные архивы имеет большое значение, ведь в одной подобной поездке им удалось найти документы, которые помогли.

«Также по всем неопределенным участкам у нас есть по 3-4 варианта решения проблемы, мы их представляли таджикской стороне, но от них ответа нет, — сказал Искандаров. — Здесь стоит вопрос и политического решения приграничных вопросов. И в этом нам должны помочь именно дополнительные материалы. Мы уже просили таджиков призвать на помощь третью сторону, но они отказываются, хотят по-соседски, вдвоем. А ситуация так и стоит на месте.

Что касается хозяйственных вопросов, то конфликты всегда связаны именно с ними, и мы не можем их исключать. Раньше жители таджикского анклава Ворух пасли скот на нашей территории, вырубали леса, сейчас охрану границ на том участке усилили, и у них нет уже такой свободы. Это тоже источник конфликтов. Второй источник – это вопрос водопользования, сколько процентов воды какая страна получает. Вопрос не изучен и не решен. Поэтому, прежде чем описывать границы, нам надо утвердить правовые основы этого процесса, а если бы мы это сделали в начале,

Очередной Круглый стол по вопросам границ состоялся. Как показывает реальность, пока подобные мероприятия мало помогают – количество конфликтов только возрастает. Остается только надеяться, что в очередной раз озвученная экспертами и СМИ проблема заставит чиновников перейти от разговоров к делам, а власти –озаботиться состоянием, пожалуй, самой главной службы страны и проявить политическую волю в непростом вопросе.

Екатерина Иващенко

Источник: fergananews.com


Читайте также:

Добавить комментарий