Владимир Путин на днях должен выступить с очередным своим посланием Федеральному собранию. Политическая элита и наблюдатели затаили дыхание, поскольку в этот раз у президента нет ни единого шанса сделать послание проходным. Чтобы ни сказал Путин, пусть даже он повторит слово в слово свою прошлогоднюю речь, в сложившейся ситуации все будет иметь значение и последствия.

Поэтому борьба вокруг нового президентского послания развернулась достаточно острая. Мы можем видеть это хотя бы по утечкам в СМИ. Буквально накануне либеральнейший журнал Forbes пообещал, что Путин объявит курс на новую либерализацию экономики, за ним эти слова повторило РБК, опираясь уже на свои источники. Однако уже после выходных то же РБК несколько панически сообщило, что правительство не участвовало в этом году в составлении экономической части послания президента Федеральному собранию, и такое, отмечают в РБК, произошло в первый раз с 1994 года. Как пишет издание, в Кремле решили ограничиться на этот раз только консультациями с экспертами из кабмина, попросив их при этом не трогать базовые принципы.

В патриотически-настроенной части российского общества послания президента ждут так же с нетерпением. Тем более, что неделю назад президент Казахстана, нашего ключевого партнера по Евразийскому союзу, Нурсултан Назарбаев выступил со своим посланием, которое, с одной стороны, окрылило и обнадежило многих в России, а с другой — насторожило.

Президент Казахстана среди прочего пообещал создать 200 тыс. новых рабочих мест на более чем 170 новых предприятиях, большинство из которых займутся строительством дорожной инфраструктуры. Да и в целом обращение Назарбаева к народу носило очень тревожный и мобилизационный характер.

«Я из своего большого опыта просто предчувствую, что ближайшие годы станут временами глобальных испытаний в мире и для нас тоже. Будет меняться архитектура мира. Достойно пройти через этот сложный этап смогут не все государства, этот рубеж перейдут только сильные, сплоченные народы и страны», — такими словами Назарбаев начал свое послание.

Председатель Движения развития Юрий Крупнов поделился с Накануне.RU своим мнением о том, каким бы он хотел видеть новое послание Путина и стоит ли ждать, что оно повторит по риторике послание Назарбаева.

Вопрос: Сначала бы хотелось узнать Ваше мнение о том, как Вы оцениваете послание Назарбаева, с которым он недавно выступил перед народом?

Юрий Крупнов: Мне понравился четкий политический инстинкт и понимание, что задачи должны формироваться на опережение. Ну, и, конечно, акцент на промышленной политике. Как всегда президент показал себя абсолютным тяжеловесом, сдвинув срок послания, и сделав его неожиданным. Кроме того, он, я напомню, первым отреагировал, и абсолютно правильно, на ситуацию кризиса на постсоветском пространстве, девальвировав курс тенге. В Казахстане процесс девальвации тенге на 20% не был растянут по времени и разбавлен какими-то психиатрическими сеансами, а все было сделано быстро и четко, при этом все контролировалось, и видно было, что это решение президента Назарбаева.

В своем послании он, играя на опережение, сделал упор на задачи промышленной политики и индустриализации и вложения в инфраструктуру. Это капитальнейшая кризисная мера, особенно в сочетании с госпланированием, для чего Назарбаев объявил о начале первой пятилетки. Что есть индустриализация, если не совсем другой уровень развития производительных сил. В Казахстане мы видим решимость и попытку мощного, форсированного создания новой модели экономики, поэтому послание президента Назарбаева можно приветствовать, другое дело, что сказанного им явно недостаточно. Проблема в том, что переход от неолиберальной паразитарной экономики к промышленной и индустриальной осуществляется все-таки несколько иначе. Ориентация должна быть все-таки не на отверточную индустриализацию, а на опережающую индустриализацию, на индустриализацию третичную. Нужно не закреплять отсталость ввозом в страну устаревших технологий, а работать на развитие. Не различаются рабочие места стандартные, рабочие места, так скажем, вчерашнего дня, от рабочих мест экономики будущего. Второй момент, что модель Назарбаева пока не проектная, потому что системы проектирования новой промышленности не создается и не декларируется. Поэтому то, что озвучено в послании — это замечательно, блестяще даже, тем более, что сделано с опережением, но этого явно недостаточно, потому что просто промышленное решение в такой стране, как Казахстан и Россия, которые имеют сырьевую зависимость, малоэффективно и не даст возможность преодолеть кризис в «правильном» направлении.

Вопрос: Может быть, развитие инфраструктуры – это только пролог? Это ведь уже неплохо.

Юрий Крупнов: А это все должно быть одновременно. Времени нет.

Вопрос: Если говорить об инфраструктуре, не напомнили ли Вам идеи Назарбаева начало модернизации США при Рузвельте?

Юрий Крупнов: Да нет, что вы. Это нельзя сравнить по той простой причине, что политика Рузвельта и его новый курс — это другая технология индустриализации, другой тип. В этом проблема, простым повторением мы ничего не получим. В этом и есть беда и казахстанской экономики, и российской экономики, что мы имеем либо оголтелый неолиберализм со спекулятивным финансовым геноцидом населения, либо убогую промышленную активность, которая также не обеспечит достойный уровень и качество жизни населения. Поэтому нужны новые национальные промышленные системы, нужно совместно с Казахстаном разрабатывать свой промышленный суверенитет: проектировать и строить технологическую базу, восстанавливать и строить свое станкостроение. Меры Назарбаева правильные и своевременные, но недостаточные. Ни у Назарбаева, ни у российского руководства нет проектной экономики развития, которая единственная поможет выстоять в этой страшной надвигающейся катастрофе.

Вопрос: Не последует ли за этим посланием ситуация, когда наш южный сосед просто воплотит все чаяния патриотической общественности в России?

Юрий Крупнов: Нет, не последует. Не надо строить иллюзий. От сырьевой зависимости так просто не уйдешь, да и Казахстан с 15-миллионным населением ничего один сделать не сможет. Не надо фантазировать и заниматься прожектерством в такой сложной и опасной ситуации.

Вопрос: Вы хотели бы услышать такое мобилизационное послание от Путина в этом году?

Юрий Крупнов: После назарбаевского я такое же услышать, конечно, не хочу, тем более, что, как я сказал, все же оно не полное. Я хочу услышать о создании проектной экономики развития, потому что тот, кто ее создаст, тот выживет, а кто не создаст, о том мы через два года уже ничего не услышим.

Вопрос: И все-таки хочется понять, неужели Кремль неспособен хотя бы на такое заявление? Есть мнение, что Назарбаев просто обладает в своей стране гораздо более обширным властным ресурсом, а Путин отправить 200 тыс. человек на строительство заводов и дорог не захочет.

Юрий Крупнов: Это кажется так. Можно все что угодно себе позволить с точки зрения экономических реалий, скорее всего полномочия одинаковы, а в России, скорее, они и побольше.

Вопрос: Путин может себе позволить диктатуру?

Юрий Крупнов: Поймите, проблема не в этом, а в том, что мы приходим к ситуации, когда нужна антикризисная диктатура, это просто очевидно. Проблема в том, какая это диктатура. Если это диктатура развития с экономикой развития, то это позитивно, а если это просто консервация существующей ситуации, то это приведет страну к краху скорее, только и всего.

Вопрос: А диктатура развития нужна?

Юрий Крупнов: Конечно. Это единственная мера, которая защитит народ, самого президента и жизнеспособные элиты.

Вопрос: Кстати об элитах, объяви сейчас Путин новую индустриализацию со всеми ее издержками, разбегутся же все по заграницам и будет неким взять.

Юрий Крупнов: А, ну это будет большая польза для страны. Элиты хорошо бы не просто разбежались, а чтобы им еще помочь успели разъехаться по делянкам, где они будут дрова заготавливать. Нынешняя элита способна работать только на разрушение страны, поэтому если мы собираемся жить, то чистка элит — это необходимейшее мероприятие. А как по-другому?

Вопрос: Не все же одинаково вредны.

Юрий Крупнов: А все и не разбегутся, потому что диктатура развития предполагает справедливость в распределении общественного богатства. Будет, да, тяжело, но будет справедливо. А сейчас в десять раз хуже. Вы поймите, что диктатура развития – это не репрессии, мы же не о либеральной диктатуре говорим, к которой может все прийти, вот там, там будут репрессии и только репрессии.

Вопрос: Как Вы считаете, вообще формат посланий в нынешней ситуации не устарел? Много ведь уже было сказано, и сейчас, даже если Путин выйдет и что-то правильное и даже мобилизационное скажет, разве этого будет достаточно?

Юрий Крупнов: Нет, уже недостаточно. Фантазии о том, что политтехнологическими заговорами и магией можно как-то удержать ситуацию, надо забыть. Это очень безответственное прожектерство. Если честно, уже и послание не нужно, нужны действия. Скорее всего, сама сила вещей заставит Путина возглавить правительство самому и начать строить экономику развития. Если этого не будет, то произойдет крах госмашины, который, скорее всего, похоронит под обломками страну.

Вопрос: И что надо делать? С чего начинать?

Юрий Крупнов: Восстанавливать Госплан.

Вопрос: Об этом Путин недавно говорил, кстати.

Юрий Крупнов: Нет, хватит разговоров, надо делать уже. Надо создать совет по промышленной политике под своим председательством, набрать туда реальных производственников, этот совет должен получить проектные команды, связанные с рядом НИИ и рядом структур, которые могут планировать. Говорить уже бессмысленно, надо начинать дело. Слишком много уже сказано слов, из-за этого уже начинается процесс девальвации власти. Автор Иван Зуев

Иван Зуев

Источник: topwar.ru


Читайте также:

Добавить комментарий