Канада продолжает оказывать «нелетальную военную помощь» киевским властям. По данным РИА Новости, в частности, в Киеве уже получили 32 тонны военного снаряжения, а также кредит от канадского экспортного агентства на 200 миллионов канадских долларов. Все это должно способствовать нормализации ситуации на Украине, однако нередко приводит к эскалации напряженности. По данным ООН, жертвами конфликта стали 4,3 тысячи мирных жителей, почти 10 тысяч были ранены.
Доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин расписал несколько возможных сценариев развития ситуации на Украине.
Первый. Сценарий глубокой заморозки
«В рамках этого сценария Донецкая и Луганская Народные Республики как непризнанные государства сохраняются на достаточно отдаленную перспективу. Россия и Запад вступают в серьезную, долгую борьбу вокруг их статуса, вокруг обсуждения проблематики внеблокового статуса Украины.
Сейчас часто употребляется термин “замороженный конфликт”, но степень заморозки бывает разная, и мы это видим на постсоветском пространстве на примере других де-факто государств. Например, степень замороженности конфликта в Приднестровье и Нагорном Карабахе, различна, и используемые механизмы регулирования имеют и общие черты, и серьезные различия.
Второй. Компромиссный
Намечаются точки соприкосновения конкурирующих сторон, которые не могут пока сблизить свои позиции в рамках сохранения ДНР и ЛНР на правах широкой автономии в составе современной Украины и обсуждения вопроса о внеблоковом статусе Украины между всеми заинтересованными сторонами.
Третий. Конфронтационный
Он делится на несколько негативных подсценариев.
Первый подсценарий предусматривает силовое решение вопроса ДНР и ЛНР, где ситуация может развиваться таким образом, что власть там может попасть под контроль полевых командиров, что вызовет хаос в социальном плане в новых самопровозглавшенных образованиях.
Второй подсценарий – вариант Сербской Краины, где хорватам удалось быстро ликвидировать сербское самопровозглашенное государство. Этот вариант, однако, учитывая роль России, видится пока мало реализуемым.
Третий подсценарий – дальнейшие успехи ополченцев, их продвижение в сторону Запорожской, Днепропетровской областей или, по крайней мере, восстановление самопровозглашенных республик в тех административных границах, в которых находились Донецкая и Луганская область на момент начала конфликта.
Однако Гущин призвал не упрощать ситуацию на Украине: «Говорят, что киевское руководство — инструмент в руках политики Вашингтона, но это, безусловно, упрощение… Во всех этих трех сценариях надо принимать во внимание внутриполитическую проблематику. На Украине сохраняются многие тенденции 1990-х. Украинская политическая система не может перейти за год к каким-то европейским ценностям, которые декларирует, и последние события по созданию коалиции показывают, что украинская политическая система пока не готова к тем вызовам, которые перед ней стоят».
Источник: vestikavkaza.ru