За последние два года лидер КНР Си Цзиньпин неустанно устранял политическую сеть, которая раньше управляла Китаем. Эта мощная группа в настоящее время значительно ослабла, хотя наблюдатели по-прежнему ждут от неё «последней пакости».
О результатах этого «очищения» в октябре сообщило государственное агентство «Синьхуа», после четвертого пленума коммунистической партии Китая (КПК). Был опубликован список из «55 больших тигров», которые были арестованы в основном за «коррупцию». Наблюдатели китайской политики отметили, что большинство этих людей имеют одного политического покровителя — Цзян Цзэминя.
Цзян был лидером КПК с июня 1989 года. Он занимал пост генерального секретаря КПК до 2002 года, но потом не отказался от контроля над вооружёнными силами и командовал ими ещё год. После этого, на протяжении многих лет, он всё ещё имел хорошо оборудованный офис в главном военном штабе.
Во время своего правления и после него он сплёл паутину личных связей и отношений с чиновниками по всему Китаю, занимавшими ключевые позиции. Они поддерживали влияние Цзяна, когда страной уже руководил его преемник, мягкий лидер Ху Цзиньтао.
Один из самых запоминающихся и явных примеров прочного присутствия Цзяна во власти — празднование дня образования КНР в октябре 2009 года. Прошло уже семь лет, как он оставил пост лидера компартии, но Цзян появился рядом с Ху Цзиньтао, партийным лидером, на трибуне на площади Тяньаньмэнь, это было показано в эфире Центрального телевидения Китая. А остальные члены Постоянного комитета Политбюро стояли в сторонке. На следующий день «Жэньминь жибао», рупор КПК, опубликовала их большие фотографии на переднем плане.
В политической системе, где появление на публике ведущих китайских лидеров тщательно регламентируется согласно их влиянию, выход «на люди» в 2009 году ясно показал, кто всё ещё руководит КПК.
Цзян смог сохранить влияние, передав пост генсека КПК в 2002 году Ху Цзинтао, который снова был «переизбран» в 2007 году. И даже в 2012 году Цзян был уверен, что руководство переходит в руки наилучшего для него кандидата. В 2007 году он также смог увеличить число членов Постоянного комитета Политбюро, главного центра КПК, чтобы внедрить туда своих сторонников.
Видными деятелями в этой расстановке политических сил были: Чжоу Юнкан, бывший глава аппарата безопасности; Ли Дуншэн, руководитель «офиса 610»; Сюй Цайхоу, военачальник; Цзян Цземинь (не путать с Цзян Цзэминем), который контролировал энергетические ресурсы. Это четверо из 55 высших должностных лиц, о которых «Синьхуа» объявила, как о пойманных высокопоставленных коррупционерах. Эти люди, помимо других верных сторонников Цзяна, оказывали влияние почти в каждом уголке государства, в партии и экономике.
Чрезвычайно длительное и зловещее влияние политической сети Цзяна только сейчас было почти ликвидировано в ходе хвалёной антикоррупционной кампании Си Цзиньпина.
Группа союзников Си Цзиньпина стала устранять сторонников Цзяна по нескольким причинам, которые делают текущую смену власти значительным событием. Кроме того, группа Цзяна даже по китайским коммунистическим стандартам была очень жестокая.
Коррупция
По мере проведения расследований в отношении ключевых членов группы Цзяна, появления утечек и сообщений официальных СМИ Китая, наблюдатели получили представление о том, сколько они наворовали.
«Я просто не могу понять этот вид коррупции, который мы наблюдаем в Китае в последние годы, — пишет Чжэн Юннянь, известный китайский учёный. — Если вы коррупционер и украли сотни тысяч или миллионов юаней, я ещё как-то могу это понять. Вы можете использовать эти деньги, чтобы жить лучше. Но кражу миллиардов, десятков миллиардов или даже сотен миллиардов я понять не могу. Вы не сможете потратить все эти деньги за всю жизнь».
Именно такой безудержной коррупцией занимались сторонники Цзяна. Аналитики утверждают, что в течение многих лет, когда Цзян имел влияние, он позволял своим сторонникам прикарманивать огромные суммы, чтобы обеспечить их верность и полное послушание.
В отличие от Мао Цзэдуна или Дэн Сяопина у Цзян Цзэминя не было ни авторитета, ни престижного революционного прошлого. Он получил власть от Дэн Сяопина в разгар политического кризиса, связанного со студенческим движением на площади Тяньаньмэнь. Цзян был секретарём горкома Шанхая и выразил готовность подавить студентов. После бойни на площади Тяньаньмэнь Цзян, получив пост генерального секретаря КПК, начал охоту за участниками студенческого движения.
После бойни на Тяньаньмэнь многие думали, что Дэн сменит Цзяна через несколько лет. Но Дэн в 1995 году заболел и умер в 1997 году, после чего Цзян смог начать политические махинации.
Консолидировать власть Цзяну помог Цзэн Цинхун, закулисный игрок, который разбогател в нефтяном секторе и уже имел огромное влияние. Он помогал Цзяну раздавать должности в обмен на политическую поддержку, чтобы ещё долго влиять на политику после официального ухода их обоих на пенсию.
Это было сделано, например, путём передела некоторых ключевых отраслей. Близкие союзники Цзяна контролировали различные секторы и извлекали из этого экономическую выгоду. Чжоу Юнкан и его семья управляли нефтяной отраслью, Ли Пэн — электроэнергетикой, один из сыновей Цзян Цзэминя взял в оборот сферу телекоммуникаций, и так далее.
Страшная коррумпированность чиновников, которых прикрывал Цзян, шокировала и вызвала ярость у китайской общественности, когда эти данные всплыли в ходе антикоррупционной кампании Си Цзиньпина.
Сюй Цайхоу, бывший второй человек в китайской армии, держал в подвале банкноты общим весом в тонну. Их конфисковали во время обыска в марте. Китайские СМИ даже не могут оценить всю сумму наворованного. У него также нашли нефрит, антиквариат и золото. В доме Гу Цзюньшаня, одного из протеже Сюя, нашли статую Мао Цзэдуна из чистого золота.
Коррупция привела к полному беспределу. Сторонники Цзяна, имеющие заводы, безнаказанно загрязняли окружающую среду, что привело к невиданному в мире отравлению почвы и воды, резкому росту заболеваемости раком, а также тяжёлому смогу в городах.
Произвольное использование расширенного Цзяном аппарата безопасности привело к незаконным сносам домов и отъёму земли по всей стране. Коррумпированные местные чиновники вступали в сговор с застройщиками, чтобы выселить людей, а затем подавляли массовые акции протеста.
Информация о количестве массовых инцидентов, протестов или беспорядков стала государственной тайной. В 2010 году, по оценке профессора Пекинского университета Сунь Липина, в стране произошло 180 000 массовых инцидентов. Это число, как полагают эксперты, значительно выросло, так как китайцы становятся более озлобленными на власть с каждым годом.
У многих в Китае есть ощущение, что во время правления Цзян Цзэминя испортилось что-то фундаментальное в обществе. В чатах люди жалуются, что все стали думать только о личной выгоде, а мораль и забота о других вообще исчезли.
Цзян часто использовал коррупцию, чтобы вознаградить членов своей фракции, а те за это с энтузиазмом приняли участие в его политической кампании — репрессиях последователей духовного учения Фалуньгун. Для этого использовалась вся правоохранительная система страны. Миллионы неугодных массово похищались, произвольно лишались свободы, их пытали, часто поразительно жестоким образом.
Насилие
Политическая кампания является основополагающим методом работы коммунистической партии Китая. В истории режима их было немало, они сопровождались чистками и казнями. Например, Мао Цзэдун организовал «большой скачок» и кровавую «культурную революцию».
Дэн Сяопин начал экономические реформы, которые также нужны были для консолидации власти. Он руководил бойней студентов в Пекине 4 июня 1989 года. Эта кампания стала печальным символом его эпохи.
Однако многие аналитики китайской политики часто упускают из виду роль в политической карьере Цзяна начатых им репрессий последователей Фалуньгун.
Он принял роковое решение уничтожить Фалуньгун в апреле-мае 1999 года, а 20 июля об этом сообщили официальные СМИ. Согласно официальной статистике, число приверженцев Фалуньгун в то время в Китае равнялось 70 млн, в то время как представители Фалуньгун говорят, что более 100 миллионов китайцев занимались этим видом цигун в 1999 году. В любом случае, преследование было нацелено на огромную часть населения страны.
Кампания против Фалуньгун основывалась на задержании последователей учения, которых пытались заставить пройти идеологическую трансформацию, то есть промывали мозги. Уже подтверждены случаи гибели тысяч приверженцев Фалуньгун в результате пыток, хотя из-за сложности получения информации из Китая трудно узнать реальные цифры. Эксперты считают, что счёт погибших идёт на десятки тысяч.
Исследователи подсчитали, что с 2000 по 2008 года примерно 62 000 последователей Фалуньгун были убиты ради получения их органов на продажу. Однако есть доказательства, что насильственное извлечение органов в Китае продолжается, и поэтому число погибших увеличивается.
Наблюдатели считают, что политическое движение, спровоцированное Цзяном, было необходимо ему для того, чтобы заставить членов КПК поклясться ему в верности, что укрепляло его власть. Однако сначала мало кто желал участвовать в жестоком преследовании.
Органы безопасности Китая по приказу Цзян Цзэминя разработали всевозможные физические и психические пытки, которые применяли к приверженцам Фалуньгун, чтобы заставить их отказаться от своих убеждений.
Эти методы включают прижигания, удары током, подвешивание, лишение сна и многие другие виды пыток. Об этом много писал сайт «Минхуэй» (на русском — ru.minghui.org), который получает свидетельства о преследовании из первых рук. Охранники в местах заключения разработали специальные названия для методов пыток, такие как «адская ловушка», «кровать смерти», «растяжение трупа», «обжиг барана целиком» и так далее. В ходе последней пытки жертве связывают конечности и подвешивают на железной трубе высоко над землей, как животное на вертеле, и часто избивают. На сайте «Минхуэй» представлено много описаний жестоких методов пыток, применяемых к последователям Фалуньгун.
Люди Цзян Цзэминя глубоко погрязли в этой кровавой политической кампании, поэтому они жаждут любыми средствами вырвать власть из рук Си Цзиньпина и таким образом избежать наказания за свои преступления.
Переворот
Бо Силай, бывший член Политбюро ЦК КПК, который был ключевым союзником и протеже Цзян Цзэминя, получил такие инструкции от бывшего главы аппарата безопасности Чжоу Юнкана: «Вы должны показать свою жёсткость в решении “проблемы” Фалуньгун… это будет ваша политическая основа». Об этом написал ветеран китайской журналистики Цзян Вэйпин.
Бо Силай быстро продвигался по служебной лестнице, стараясь ублажить своих политических хозяев Цзян Цзэминя и Чжоу Юнкана. Последний сильно раздул аппарат безопасности, который получал больше бюджетных денег, чем вся армия.
Бо Силай был главным ставленником фракции Цзяна. Он должен был свергнуть Си Цзиньпина и взять власть в свои руки. Об этом «Великой Эпохе» в 2012 году рассказали источники в КПК. Только так сторонники Цзяна могли гарантировать, что кампания против Фалуньгун будет продолжаться, а те, кто участвовал в ней, никогда не будут привлечены к ответственности за преступления, совершенные в ходе репрессий.
О заговоре стало известно в начале 2012 года, что заставило Ху Цзиньтао (предшественника Си) в марте задержать Бо. Когда Си возглавил КПК в ноябре того же года, он начал последовательно искоренять всю фракцию Цзяна.
В ответ на попытку переворота Си Цзиньпин был вынужден начать чистку высокопоставленных чиновников, как считают политологи. В нормальных условиях новые лидеры не прибегают к таким тщательным зачисткам своих фракционных противников. Но у Си не было выбора. Он должен был жёстко отреагировать на попытку его свержения, чтобы не потерять власть или даже жизнь. Так устроен политический мир КПК.
Завершающий удар
Учитывая сообщение «Синьхуа» о задержании в октябре в общей сложности 55 высокопоставленных чиновников, можно сказать, что антикоррупционная кампания Си Цзиньпина удалась. Он теперь твёрдо управляет страной, а фракция Цзяна сметена. Чиновники рангом поменьше, оказавшиеся под следствием за коррупцию, также в основном были сторонниками Цзян Цзэминя.
По ходу устранения политической сети Цзяна по всей стране, китайские СМИ сообщали, кчто другие члены «старой гвардии» выражали поддержку Си Цзиньпину.
Недавно «Жэньминь жибао» опубликовала статью под названием «Си Цзиньпин ценит старые кадры». В ней говорится о выступлении Си, касающемся бывших партийных лидеров. Он назвал их «драгоценными сокровищами» и пожелал ещё долго служить партии. Конечно, никто не был удивлен полным отсутствием упоминания о Цзян Цзэмине.
Хотя политическая сеть Цзяна охватила весь Китай, но его политическая база всегда была в Шанхае. В июле этого года было объявлено о масштабных проверках в Шанхае, а в сентябре 11 должностных лиц уже оказались за решёткой. Си Цзиньпин продолжает устранять приближённых Цзян Цзэминя, включая Чжоу Юнкана и Сюй Цайхоу, чтобы подобраться к нему поближе и нанести последний удар.
Источник: epochtimes.ru