В Москве стартует реформа здравоохранения. Кроме прочего, она началась с сокращений персонала в московских роддомах. Что это значит для будущих мам Москвы и Подмосковья? Проблемы из-за нехватки врачей или дополнительные траты на платных специалистов. По крайней мере, в регионах, где такая «модернизация» была запущена еще в прошлом году, это два наиболее распространенных варианта…

Уже в 2013 году появились сообщения, что «жительницы многих маленьких городов и поселков, фактически остались без квалифицированной помощи на местах». Всё из-за «низкой рентабельности обслуживания» беременных в деревнях и поселках, по мнению чиновников от здравоохранения.

Что в реальности означают данные сомнения, представитель Владимирского фонда социальной поддержки Людмила Романова рассказывает в своем интервью: «говорящий результат модернизации – рост младенческой смертности». Основанием для подобных заявлений стало увеличение количества родов в дороге (в 5-6 раз), вследствие чего случаи инфицирования матерей и заболеваемости новорожденных возросли на порядок. Также т.н. «оптимизация» привела к уходу многих квалифицированных акушеров-гинекологов из специальности.

Акушер-гинеколог Василий Комаров (Волгоград, роддом №3) уверен: «уничтожение акушерской службы в сельских районах похоже на намеренное вредительство», а то и «убийство группой лиц по предварительному сговору». При отсутствии мало-мальски грамотной санитарной авиации, и когда время считают минутами при расстояниях в 100 и больше километров до областных центров, просто довести роженицу до больницы к сроку — уже удача.

Одна из будущих матерей уже Костромской области на тематическом форуме писала – «накатывает ужас и отчаянье из безысходности», и «власть творит что-то невообразимое, неподдающееся никакой человеческой логике».

Конечно, Москва, это не Мышкин, откуда рожениц везут в Углич, а если там все «забито» (как это часто бывает), то в Рыбинск, и в ряде случаев не довозят. Шансов на роды хоть под «каким-то присмотром» у москвичек побольше, но…

В самих роддомах персонал чаще всего боится рассказывать о существующих проблемах. Попросив не указывать её фамилию, одна из сотрудниц роддома при ГКБ №7 (ныне уже не работающая — ушла сама, не дожидаясь увольнения), рассказала о повальном сокращении койко-мест, как женских, так и детских в этом учреждении: «У нас сократили 25 % акушеров и медсестер, а попытка уволить врача провалилась только благодаря вмешательству инспекции по труду. А ведь рожениц меньше не стало – 35-30 женщин в день при 3 акушерках на смене и одной медсестре в детском отделении!

Ставок оставили ровно столько, сколько работает человек, так что переработка не оплачивается, поэтому необходимость помогать роженицам в сверхурочное время стала вопросом борьбы медицинской (читай – человеческой) этики с элементарной человеческой выносливостью. Живём одним днём».

Пока этика преобладает, и выработанная годами привычка терпеливо и с вниманием выполнять свою работу в большинстве случаев берет верх, ведь «дети и роженицы не виноваты», — отмечает наша собеседница. С другой стороны проблемы могут закончиться раньше, вот только решение может оказаться неожиданным. Некоторые из будущих, а точнее несостоявшихся мам объясняют прерывание беременности неуверенностью в завтрашнем дне и страхом перед грузом современной платной медицины. «О каком повышении рождаемости может идти речь? — возмущается наша собеседница. – Делать медицину платной в условиях современной России – значит намеренно подталкивать людей к бездетности».

Руководитель Департамента здравоохранения города Алексей Хрипун рапортует журналистам: «Следующим этапом планируется закрыть родильный дом № 10, родильный дом ГКБ № 72. В филиале ГБУЗ ГКБ № 31 — 180 коек. Требуется ремонт родильного блока, вентиляции. Загруженность данного родильного дома составляет 42%, что свидетельствует о низкой востребованности и неэффективности работы».

По информации врачей этой больницы, перед ликвидацией медучреждения его здание пройдёт плановую мойку и ремонт. Зачем – никто не знает. Ходят слухи, что строения готовят под перевод в коммерческое использование.

Закрытие ГКБ №72 и прикреплённого к ней роддома, что на Оршанской улице в Кунцево, можно считать уже свершившимся фактом – в феврале 2015 года процесс ликвидации будет завершён (часть отделений закрыли еще в конце весны 2014 года). Уведомления об увольнении уже получил весь персонал. Закрытыми официально являются роддома №№ 5, 26, 27, 36, 67, с началом 2015 года их судьба постигнет упомянутый роддом № 72 и родильные дома №№ 10, 14, 16 и 18. Еще через год к ним присоединиться очередная пятерка, а результатом такой «модернизации» станет наличие на юге столицы всего 3-4 роддомов с отделением скорой помощи.

На деле это означает 60-70 родов в сутки. И если сегодняшний «стандарт» в 40-45 рожениц уже является стрессовым режимом работы, то легко представить во что превратятся родильные дома после такого увеличения нагрузки. А ведь речь идет только о «чистых» родах, без учета поступающих в отделения гинекологии, патологии, палату интенсивной терапии.

Остается только пожалеть врачей и остальной персонал названных учреждений, которые продолжают работать на автомате, но уже являются безработными, поскольку не имеют возможности перейти в другую больницу. «А все потому, что там, где закрытие не предполагается, местное руководство роддомов получило приказ о сокращении штата (потенциальная группа риска – «пенсионеры» и «замкадыши»). Брать на работу, пусть и очень хорошего, специалиста «со стороны», просто никто не станет», — рассказывает Константин, врач одного из московских роддомов.

По его словам, существует и негласный приказ подстанциям «скорых»: рожениц сюда (равно, как и во все другие «подготовленные» к закрытию роддома) не возить! «После этого чиновники будут тыкать нам в нос «низкой загруженностью» роддомов. А ведь даже своим ходом к нам ежедневно добирается полтора-два десятка рожениц», — сетует Константин.

Потенциально безработными только в этой ГКБ №72 можно считать почти 500 человек персонала. А еще, закрытие роддома будет означать исчезновение клинической базы для обучения студентов Кафедры акушерства и гинекологии РМАПО, сотрудничество которой с ГКБ №72 длится уже почти 40 лет. Что характерно, всего несколько лет назад ее признали одним из лучших бюджетным клинических учреждений города. Больница недавно отремонтирована, оснащена всем необходимым оборудованием, и ее обычный режим работы – 150 тысяч принятых, обследованных и прошедших лечение, а также 4 500 новорожденных за год.

Но больницы закрывают, а оставшихся сокращают персонал, и в противовес большой загруженности советуют перевести родильные отделения на т.н. «режим 18», что означает выписку женщин уже через 18 часов после родов.

Врачи предполагают, что сокращения в роддомах нельзя объяснить только «рентабельностью»: «Стоит задаться вопросом: а кому это выгодно. Часто медучреждения (и роддома в том числе) стоят в центре города, на дорогой земле. Бизнес всегда заинтересован в лакомых кусках недвижимости. Во все времена с неё можно было сорвать большой куш, — подытожила разговор медработник роддома при ГКБ №7. — Будем держаться, ведь здоровье пациентов для нас – главное».

Михаил Кечинов

Источник: comstol.info


Читайте также:

Добавить комментарий