Новое правительство и экономическая катастрофа.  Неиссякаемым источником новостей и тем для обсуждения, вот уже который месяц, является, терпящая всевозможные бедствия, Украина. Как мы помним, недавно там прошли парламентские выборы. Правда, здесь, очевидно, необходимо уточнение, ведь с момента волеизъявления прошёл почти месяц. Термин «недавно» мы употребили потому, что парламентское большинство не было сформировано вплоть до 21 ноября. Первое заседание Верховной Рады прошло только 27 ноября  и, как следствие – до сих пор не был оглашён состав нового кабинета министров. Сейчас украинский политический дискурс вращается, преимущественно, вокруг этой темы. Поговорим о ней и мы.

Ещё до того, как были объявлены официальные результаты выборов (с этим местная ЦИК тоже затянула), в стане будущих победителей начались торги за портфели. Это выражалось в том, что каждая из «демократических» (как они себя называют) фракций принялась предлагать остальным свои проекты коалиционного соглашения.

Для тех, кто не посвящён в тонкости украинской политической системы, поясним: парламент Украины работает по довольно странным законам. Дело в том, что для начала его функционирования не достаточно просто огласить список новоизбранных депутатов и привести их к присяге. Прежде, чем это случится, должно быть сформировано большинство, численностью минимум в 226 депутатов, именуемое коалицией. Такая необходимость закреплена законодательно, а,  следовательно – предполагаемая коалиция должна основываться не только на устных договорённостях, но и на соглашениях, имеющих юридическую силу. Всё это нынешние власти Украины гордо именуют «общеевропейской практикой». На деле же, столь многоэтапный и запутанный процесс запуска работы нового парламента, несёт государству лишь убытки.

Итак, каждая из четырёх провластных партий предложила свой формат коалиции и её первоочередных задач. Наиболее живучими из них оказались предложения Народного фронта, возглавляемого А. Яценюком, и Блока Петра Порошенко.

Документ, предложенный сторонниками Яценюка, насчитывал 16 страниц. По сути, основным его требованием было сохранение поста премьер – министра за лидером Народного фронта.

Однако, Порошенко поспешил осадить нахального председателя правительства, трактуя норму закона на свой манер. Дело в том, что согласно закону, официальное предложение о формировании коалиции выдвигает партия, набравшая больше всего голосов избирателей по пропорциональной системе. Ей в этот раз стал Народный фронт. Но, не стоит забывать, что парламент Украины избирается не только на основе пропорциональной системы. В нём есть ещё и мажоритарная составляющая. А больше всего мажоритарщиков в Раду прошло как раз от Блока Порошенко. Учитывая их, именно эта политическая сила составляет самую большую фракцию нового парламента.

Основываясь на этом обстоятельстве, Порошенко объявил свою партию победителем на минувших выборах и заявил, что именно она должна предлагать остальным проекты коалиционного соглашения.

Документ, разработанный президентским блоком, был гораздо длиннее, чем предложенный Народным фронтом, и насчитывал 15 пунктов. Самым резонансным из них, пожалуй, можно назвать пункт о необходимости отмены внеблокового статуса и законодательного закрепления курса на вступление в НАТО.

И, хотя всем уже давно понятно, что Североатлантический Альянс Украину не примет, в силу её территориальных претензий к России и внутренних конфликтов (о чём не раз заявляли представители организации), этот пункт ещё раз подтверждает верность Порошенко своим заокеанским кураторам.

Что же до остальных норм, прописанных в соглашении, многие из них вызывают серьёзную критику со стороны специалистов. Это касается, в первую очередь, экономического блока законов, предлагаемого к первоочередному принятию новым парламентским большинством.

Тем не менее, 21 ноября, именно проект коалиционного соглашения, предложенный представителями Блока Петра Порошенко, был подписан пятью политическими партиями. Новое большинство окончательно оформилось 27 ноября, на первом заседании парламента. Помимо президентского блока, в него вошли: Народный фронт, «Самопомощь», Радикальная партия и «Батькивщина».

Теперь их первоочередной задачей стало формирование кабинета министров. Сейчас уже вполне очевидно, что возглавит его Арсений Яценюк (без этого, его партия, попросту, не согласилась бы войти в коалицию). А вот всё, что касается остальных должностей, пока остаётся предметом торга, результаты которого сложно спрогнозировать.

Среди всего прочего, в начале текущего месяца, Яценюком были озвучены весьма неожиданные предложения, относительно состава будущего кабмина. И если в намерении оставить представителей своей политической силы на должностях руководителей ключевых министерств нет ничего удивительного, то предложение отдать пост вице-премьера по вопросам евроинтеграции «представителю одной из европейских стран», переходит все границы дозволенного. Имя этого европейского политика Яценюк не назвал, но отметил, что с ним ведутся переговоры.

Между тем, некоторые СМИ заявили о том, что пост вице-премьера предлагали именно бывшему президенту Польши Александру Квасьневскому. Учитывая то, что Квасьневский известен, как пламенный агитатор за «европейское будущее» Украины, такое предположение не выглядит невероятным. Но, скорее всего, бывший президент Польши от него откажется (впрочем, как, наверное, и любой другой европейский политик). Украина терпит крах во всех смыслах этого слова и, вряд ли, в Европе найдётся человек, готовый запятнать свою репутацию причастностью к нему.

Не столь экстравагантным и более ожидаемым было предложение по новому составу кабмина, озвученное представителями Блока Петра Порошенко. Согласно ему, на ключевые должности предложено назначить первых лиц этой политической силы. Среди всего прочего, члены президентского блока, планировали заменить на своего человека и Арсена Авакова, занимающего пост министра внутренних дел. Учитывая то, что Аваков является членом Народного фронта, маловероятно, чтобы Яценюк сдал его должность без боя.

Из всего этого следует, что наиболее вероятным сейчас является формирование Кабинета министров на основе совмещения предложений Народного фронта и БПП о его составе. Как к такому сценарию отнесутся партнёры по коалиции, и какие должности запросят себе – пока неизвестно. Поэтому, до формирования нового правительства может пройти ещё весьма значительный срок.

Между тем, такое промедление с оглашением состава нового кабмина, для Украины – непозволительная роскошь.

Её экономическое положение усугубляется с каждым днём. Единственное, на что надеются власти страны – это деньги иностранных кредиторов. Но они не желают говорить с временно исполняющими обязанности министров. Очередное подтверждение тому мы находим в позиции Международного валютного фонда.

В своём выступлении 13 ноября, заместитель пресс-секретаря Департамента внешних отношений фонда, Уильям Мюррей заявил, что миссия МВФ, находящаяся в Киеве, приступит к пересмотру кредитной программы для Украины лишь после объявления нового состава правительства.

Такое решение не удивительно. Зная непостоянство украинской политики, просто невозможно заключать какие – либо серьёзные сделки и даже просто проводить переговоры с временщиками, в случае чего, легко уходящими от ответственности.

Но позиция МВФ имеет и гораздо более серьёзные причины. Сейчас уже совершенно очевидно, что фонд не горит желанием выделять Украине очередные кредитные транши по программе «Stand by», подписанный с новыми властями страны незадовго после переворота. Это стало понятно ещё летом, когда второй транш не был выделен в срок (а фактически – вообще не был выделен), о чём мы уже писали ранее.

Напомним, общий объём программы составляет 17 млрд долларов. Эти деньги планировалось выделять траншами по 3 млрд, каждые два месяца. Но в полном объёме Украина получила только первый транш. Во время предполагаемой выдачи второго пакета кредитных средств, на Востоке страны как раз в самом разгаре были боевые действия, из-за чего его отсрочили до сентября (когда, по первоначальному графику, должен был поступить уже третий транш). Кроме того, сумма второго транша была урезана более чем в половину. Вместо трёх миллиардов, Украина получила всего 1,4 млрд. Тот транш, вокруг которого разворачиваются события сейчас, будет третьим по счёту, хотя, согласно изначальному плану, должен быть уже четвёртым. Его сумма, пока, окончательно неизвестна, как и сроки предоставления. Именно о них и предстоит договариваться с представителями МВФ новому украинскому правительству.

В сентябре текущего года, Совет директоров Международного валютного фонда, одобрил просьбу украинских властей об объединении третьего и четвёртого траншей кредита, с целью получения их уже в 2014-м году, без изменения общего объёма программы. Формально, это означает, что Украина, до конца нынешнего года, должна была получить около 6 миллиардов долларов. При нынешней экономической обстановке в стране, это выглядит фантастически.

Учитывая то, что МВФ уже применял практику урезания суммы траншей и отсрочки их выдачи, можно смело предположить, что так будет и на этот раз.

Стоит отметить, что и назначение нового правительства не является автоматическим урегулированием проблемы выдачи очередного транша кредита. Напомним: представители Международного валютного фонда заявляют о том, что это станет лишь отправной точкой, на пути к рассмотрению условий выдачи.

Таким образом, сумма и сроки предоставления следующего транша, будут зависеть от убедительности действий нового украинского правительства по стабилизации экономики и выполнению условий кредиторов.

Не так давно, премьер–министр Арсений Яценюк заявил о готовности выполнить все требования МВФ без исключения. Сюда входят, среди прочего, и такие резонансные пункты, как очередное повышение пенсионного возраста, отмена специальных пенсионных пособий и надбавок, а также, отмена моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Если раньше Украина ещё торговалась с фондом, пытаясь выбить кредит без выполнения этих социально опасных требований, то теперь у неё уже не осталось другого выбора.

Такая ситуация стала результатом новых экономических проблем, постигших страну. В первую очередь речь здесь идёт, конечно же, о непрерывной девальвации гривны.

20 ноября, в ходе своего выступления на международном инвестиционном форуме, глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева заявила о том, что с начала 2014 года гривна девальвировала уже на 100%. Разумеется, за этим последовали оправдания о том, что власти сделали «всё, что могли» и сваливание вины на продолжающиеся боевые действия, но случившееся было признано.

На прошлой неделе, курс доллара перевалил за отметку в 16 гривен. Но это – далеко не предел. Хотя некоторые экономисты всё ещё настроены оптимистично и говорят о возможности будущей стабилизации курса на отметке 15 гривен за доллар, факты свидетельствуют об обратном.

Как мы знаем, 31октября, наконец-то, было достигнуто соглашение между Украиной, ЕС и Россией о поставках газа. В Киеве его представили, как величайшую победу украинской дипломатии и поспешили пристыдить всех, прочивших Украине нелёгкую зиму. Кроме того, украинские чиновники ввели народ в сладкое заблуждение о том, что «Европа за всё заплатит». При этом они не стали упоминать о том, откуда в действительности будут браться деньги на оплату долгов и поставок газа. А они, между тем, согласно достигнутым договорённостям, будут поступать прямо из золотовалютного резерва Украины.

Реальность такова: в ходе заключения договорённостей по газу, ни ЕС, ни МВФ не взялись за свой счёт оплачивать его поставки на Украину (на что рассчитывали в Киеве). Вместо этого, МВФ, как крупнейший кредитор Украины, просто дал добро на использование её золотовалютного резерва в оплате за газ.

На данный момент ЗВР Украины составляет около 15 млрд долларов и постоянно сокращается. Общая сумма газовой сделки, рассчитанной на период до марта 2015-го года, составляет 6 млрд долларов. При этом  4,5 миллиарда, Украина должна оплатить уже до конца текущего года.

Нетрудно догадаться, что столь значительное сокращение золотовалютных резервов, неизбежно повлечёт за собой продолжение девальвации гривны. Причём, процесс этот будет стремительным. Он даже может повлечь за собой галопирующую инфляцию.

Экономические трудности достигнут пика весной, когда ЗВР страны сократится до своего минимума.

Но и на зимних угрозах тоже рано ставить крест. Дело в том, что, несмотря на подписанные договорённости, Украина, пока, оплатила только 1,4 миллиарда долларов, в счёт старых долгов за газ. После этого, она должна была провести предоплату за новые поставки, чтобы они начались. Однако этого не произошло. Вместо того, чтобы действовать в рамках достигнутых договорённостей, власти страны вновь начали заигрывать с европейскими соседями, добиваясь увеличения объёмов реверсных поставок. Экономическая мотивация подобного поведения непонятна, ведь реверсный газ не дешевле российского. Объяснение действиям Украины может быть только одно: она надеется, что газ по реверсу ей будут поставлять в долг. Весьма вероятно, что таким образом Киев надеется сэкономить немного денег из золотовалютных резервов, предваряя весенний экономический крах.

Но подобная тактика выглядит весьма сомнительной. В ней есть два основных слабых места. Первое – то, что согласие европейцев на поставки реверсного газа в долг крайне маловероятно. Если они не пожелали терять деньги, покупая газ для Украины у России, то почему должны лишаться их, поставляя его в долг? Тем более, что этот долг Украина, в её нынешнем положении, вряд ли вернёт. Второе слабое место украинских задумок о реверсных поставках газа – это то, что они, на данный момент, не способны покрыть необходимых объёмов, даже если будут увеличены до предела.

Чтобы полностью перевести Украину на реверсные поставки газа, необходимо несколько лет, потраченных на строительство соответствующей инфраструктуры.

В результате нежелания выполнять трёхсторонние договорённости, достигнутые 31 октября, Украина, уже к Новому Году (или чуть позже), рискует остаться без газа. А ведь это, как раз, самый пик отопительного сезона и самая холодная пора.

Экономить газ сейчас, чтобы использовать его потом, украинские власти тоже не могут, ведь это чревато скорейшим социальным взрывом. Не прошло и месяца с тех пор, как граждане страны (в том числе и киевляне) митинговали, требуя начала отопительного сезона. Теперь власти стараются топить в квартирах так, чтобы было даже жарко. Но, как мы уже говорили, долго это продолжаться не может.

Сегодня украинское руководство стоит перед очевидным выбором: либо немедленно начать экономию газа, с целью его последующего использования, либо остаться без газа в самый холодный период зимы, либо относительно беззаботно пережить зиму и весной столкнуться с дефолтом. Все три варианта чреваты социальными потрясениями. Вопрос только в том, когда они случатся.

Скорее всего, киевские правители выберут последний вариант. Просто потому, что он самый отдалённый во времени.

Если посреди зимы им удастся ещё и выторговать у МВФ очередной транш (хотя бы на 1 миллиард), то, можно считать, что они переживут её более – менее спокойно. Ну, а потом, всё же, придётся встретиться с неизбежным.

В Киеве уже сейчас это понимают и боятся переворота. В первую годовщину начала «майдана», которую страна отмечает 21-го ноября, власти организовали беспрецедентные меры безопасности. Количество силовиков, находящихся на дежурстве в правительственном квартале, могло сравниться, пожалуй, со временами, когда «революция» была в самом разгаре. А вооружение и оснащение сотрудников силовых структур и вовсе было почти как на передовой: бронированные машины, автоматы, бронежилеты 5-го класса защиты и т.д.

Такие меры были обусловлены тем, что на 21-е ноября был намечен целый ряд акций, некоторые из которых вполне могли перерасти в новую попытку захвата власти.

Недовольство в обществе усиливается с каждым днём. По телевидению уже проводят опросы о том, оправдал ли «майдан» надежды его симпатиков. Их результаты тревожны для нынешней власти. Но наиболее показательно то, что некоторые представители «добровольческих батальонов» уже открыто говорят о возможности и желании совершить государственный переворот, при том, или ином стечении обстоятельств.

В заключение отметим, что проблемы Украины, по-прежнему, всё усугубляются. Не стоит обманывать себя надеждами на подписанные договорённости по газу, или грядущие транши кредита от МВФ. Все они могут лишь отсрочить новый социальный взрыв, но не предотвратить его. На сей раз, действующие власти хотят сохранить своё положение любой ценой, о чём свидетельствует их решительная подготовка к предстоящему перевороту. А это значит, что будет кровь. И теперь дело уже не обойдётся «небесной сотней». Вместе с тем, новая дестабилизация в Киеве ускорит центробежные тенденции на периферии, в первую очередь – на Юго-востоке. Вероятно, мы станем свидетелями появления новых народных республик.

Итак, предпосылки к новому перевороту есть, возможные его сроки также определены. Теперь осталось только готовиться, ведь, в конечном итоге, только Россия сможет прекратить будущий хаос на Украине.

Источник: zavtra.ru


Читайте также:

Добавить комментарий