Ночью 26 ноября двое неизвестных облили окно мечети в бакинском поселке Гарачухур (бывш. пос. Серебровского) легковоспламеняющейся жидкостью, а затем, сломав дверь, бросили внутрь бутылку с зажигательной смесью, сообщило ИА Trend. Заместитель председателя Госкомитета по работе с религиозными организациями С. Гейдаров поспешил заявить, что «произошедшее было спланировано какой-то радикальной группировкой». А его непосредственный шеф М. Гурбанлы старался всячески «исправить ошибку» своего зама и отрицал наличие в этом инциденте «религиозной окраски». Он отметил «общественно-политическую стабильность», которая «существует и в духовной сфере» и установлена «под руководством Ильхама Алиева», и в жесткой форме заявил, что якобы «произошедшее не является результатом межрелигиозного, межконфессионального противостояния». В лучших традициях бакинского официоза он связал этот инцидент с существованием «определенных сил», которые «пытаются таким образом реализовать свои гнусные планы», не объясняя, разумеется, кого он имеет в виду под «определенными силами».
В отличие от Гурбанлы, один из известных салафитских богословов Азербайджана Гаджи Гамет Сулейманов заявил ИА Turan, что «рост числа сторонников суннитов (салафитов) и стало причиной напряженности».
Важной особенностью упомянутого, на первый взгляд, рядового инцидента (если иметь в виду, что в мечети сгорело только несколько ковров) является то, что поджог мечети был совершен шиитами, которые этим впервые о себе заявили на всю страну. Сотрудники Министерства национальной безопасности Азербайджана задержали двух граждан страны – Намика Насибова и Эльнура Алекперова, подозреваемых в поджоге мечети в поселке Гарачухур в Баку, говорится в сообщении Центра по общественным связям министерства. В нем же говорится и о том, что они «запланировали террористические акции в местах массового скопления людей, целью которых было посеять ужас и выразить неприязнь к последователям течения əhli-sünnə и к радикальным суннитам».
Если это так, то причина ажиотажа вокруг данного инцидента становится более понятной. Такая активность шиитов, которые традиционно составляют подавляющее большинство населения страны (93% согласно итогам переписи населения в 2009 году; см.: http://www.straniymira.ru/azerbaijan.html), безусловно, может обернуться для Азербайджана далекоидущими последствиями. Ведь они таким образом впервые выразили свой протест, во-первых, против насилия салафитов в традиционно шиитских мечетях, а во-вторых, что не менее важно, против имитационной борьбы властей с радикалами, которая, по признанию многих в АР, выглядит, мягко говоря, очень даже странно.
История распространения нетрадиционных исламистских и других религиозных течений в Азербайджане начинается со дня провозглашения независимости в 1991 году. Буквально на следующий день после обретения независимсоти власти АР приступили к негласному изменению, в том числе, и религиозного состава населения. В первую очередь, все двери страны распахнулись перед нурсистами из «братской» Турции. Повсеместно открывались «гюленовские лицеи», а чуть позже и высшие учебные заведения, выпускники которых в подавляющем большинстве принимали «новую веру». Наряду с этим, ведущие общественно-политические деятели начали открыто (в местных СМИ) призывать всех тюрков перейти в ханафитский мазхаб, т.е. «быть в одном мазхабе со своими братьями из Турции». Чтобы усилить эту тенденцию, по государственной линии для получения высшего образования в Турцию начали отправлять тысячи молодых людей. Согласно словам министра образования Турции Наби Авджи, на днях приехавшего в Баку для участия в третьей встрече министров образования стран-членов Совета сотрудничества тюркоязычных стран, ныне в Турции высшее образование получают около 8 тыс. азербайджанских студентов (АПА). Несмотря на недавний конфликт между турецким президентом Р. Эрдоганом и духовным руководителем нурсистов Ф. Гюленом, ныне проживающим в США, который стал причиной некоторого ограничения деятельности «гюленовских школ» в Азербайджанской Республике, нурсисты в стране пока еще чувствуют себя комфортно.
С приходом к власти Г. Алиева, скорее всего в поисках новых союзников в войне против Арцаха в лице богатых арабских монархий и талибов Афганистана, власти АР разрешили их представителям повсеместно открывать свои релизиозные учреждения в различных населенных пунктах страны. Несмотря на то, что «новые союзники» ничем не смогли помочь на Карабахском фронте, тем не менее, эти учреждения и школы продолжали свою деятельность и постепенно увеличивали число своих сторонников. Сначала они начали захватывать отдельные мечети, а в последние годы целые деревни и другие населенные пункты перешли под их влияние. Дело дошло до того, что во втором после столицы городе Сумгаит последние 10 лет существуют целые «салафитские кварталы», посещение которых негласно запрещено шиитам. Что касается количества салафитов в стране, как уже ранее сообщало ИА REGNUM со ссылкой на бакинские сайты, ныне оно достигает 40 тыс. человек.
Кроме всего этого, в Азербайджане есть еще одно довольно крупное нетрадиционное для страны религиозное течение, о котором тоже не принято публично говорить и писать. Это протестанты, которые под негласным благословением властей успешно ведут свою миссионерскую деятельность среди населения страны. Нынешнее отношение к ним властей в чем-то напоминает их отношение к салафитам в серединах 90-х годов, когда они всячески утверждали, что «в Багдаде все тихо». До сих пор в Азербайджане никто не говорит о них, все делают вид, как-будто ничего неординарного не происходит. Но если учесть, что за два десятилетия им удалось обратить в свою веру тысячи людей (точную цифру, увы, никто не скажет!) и открыть свои офисы в различных городах страны, то недалек тот день, когда и они в полный голос станут заявлять о своих «особых» правах в Азербайджане. Потому что, по самым разным подсчетам, число новоявленных протестантов в стране увеличивается такими же темпами, как в свое время увеличивалась численность салафитов. Судя по тому, как их книги издаются по линии Министерства образования АР, эти люди имеют очень сильных покровителей в высших эшелонах власти.
Кроме этих крупных религиозных сект, в последние годы в Азербайджане усиленно распространяются и много других религиозных сект, которые, судя по всему, пока не составляют особой угрозы для государства, так как власти не предпринимают никаких мер для ограничения их деятельности.
Немаловажно то, что параллельно с распространением нетрадиционных религиозных течений, азербайджанские власти ведут перманунтную борьбу против шиизма и шиитов с целью ослабить влияние «враждебного» Ирана на своих единоверцев в АР. Вплоть до последних нескольких лет СМИ Азербайджана пестрили сообщениями об «очередных успехах» спецслужб в борьбе против «агентов» соседнего Ирана в местной религиозной среде. Примечательно и то, что за годы правления Алиевых в стране разрушено свыше десяти мечетей, все из которых были шиитскими.
Благодаря таким действиям соотношение между шиитами и суннитами в АР стремительно менялось в сторону увеличения количества последних. В результате, как недавно заявил председатель госкомитета по работе с религиозными организациями М. Гурбанлы, ныне шииты составляют уже около 60% населения АР. Получается, за пять последних лет количество шиитов уменьшилось на более чем 30%!
Поджог мечети в Гарачухуре всколыхнул все азербайджанское общество. Местные аналитики начали всерьез «перекрещиваться». Так, в их публикациях впервые говорится о «недобром отношении властей» к шиитскому большинству и растущей опасности салафизма. В интервью газете «Ени Мусават» глава исследовательского центра «Восток-Запад», политолог Арастун Оруджлу признает, что количество азербайджанцев, которое составляют 5-10 процентов от общего числа иностранных наемников, воюющих в рядах ИГИЛ, повергло его в шок. Согласно данным той же «Ени Мусават», число воюющих в рядах ИГИЛ азербайджанцев уже перешагнуло 1000 человек. «Эти цифры повергли меня в шок, — говорит политолог. – Ведь доля населения Азербайджана в исламском мире составляет всего 0,5%. А число воюющих в Сирии азербайджанцев, получается, в 10 раз больше!».
Политолог Зафар Гулиев признает, что «ваххабизм в последние годы превратился в серьезную проблему в Азербайджане». Но, с одной стороны, он утверждает, что салафизм «сознательно внедряется в Азербайджане», что он «привносится в Азербайджан из-за рубежа», а, с другой стороны, заявляет, что в «ее основе лежат многие другие вопросы – уровень жизни населения, социальная напряженность создают почву для религиозной склонности». Тем самым остается неясным, что является главной причиной распространения нетрадиционных религиозных сект в стране? Как ваххабизм и другие течения могут быть «сознательно внедрены» в Азербайджане, когда авторитарная власть Ильхама Алиева держит под жестким контролем все сферы жизнедеятельности граждан? В то время, как Шейхульислам А. Пашазаде возмущается тем, как «столько стран, объединившись, не могут справиться с одной группировкой?» (имея в виду ИГИЛ), никто в Азербайджане не задается вопросом, почему же «самое мощное государство Южного Кавказа», под каким в Баку имеют в виду Азербайджанскую Республику, не может победить ваххабизм на своей собственной территории. А тот же А. Оруджлу старается свалить вину за «усиление взаимной агрессивности в азербайджанском обществе» на «прожитые неудачи» граждан, то есть ничего не говорит о «неудачах» властей. Кто же мешает руководству страны разрулить ситуацию, когда, согласно словам одного из оппозиционных лидеров Панаха Гусейна, «между различными течениями, сектами и пр. возникают конфликты, люди противопоставляются друг другу, государство и общество втягивается в этот конфликт»?
В этом плане нам показалось интересным мнение нашего собственного источника в Баку, желающего остаться неизвестным. Он утверждает, что власти АР никогда не вели настоящей борьбы против радикальных исламских сект, а всегда старались создать видимость такой борьбы «исключительно для отчетности перед Европой». Согласно его словам, под борьбой с салафизмом правоохранительные органы страны все эти годы вели борьбу против коренных народов страны, таких как аварцы, лезгины и другие, традиционно исповедующие суннизм. Подтверждением этого является то, что среди арестованных салафитов большинство – представители этих этносов.
Что касается вопроса о причинах резкого увеличения количества слафитов в АР, то и в этом наш собеседник высказал очень интересную мысль. «В течение скольких лет уже продолжаются разговоры о том, как США и Израиль собираются использовать территорию Азербайджана для предстоящей атаки на Иран, — рассказывает наш источник. – Вот вам и причина резкого увеличения количества салафитов в стране. 40-тысячная армия салафитов создана именно в этих целях. При любом обострении ситуации вокруг Ирана, они получат приказ напасть на Иран. Вот, почему власти страны не ведут никакой борьбы против этого зла».
Мы ранее в своих комментариях неоднократно писали о далекоидущих мифических планах нынешних властей АР по расчленению Ирана». Но если исходить из известной народной мудрости о том, что «человек предполагает, а Бог распологает», то не исключено, что власти АР в своих устремлениях могут и доиграться. Потому, что такое резкое количественное увеличение последователей различных религиозных сект в определенный момент легко может перейти в новое качество, превратив страну в настоящее поле сражения членов этих сект. В таком случае Азербайджан может получить свою собственную «Варфоломеевскую ночь», но уже не в виде резни представителей одной конфессии со стороны представителей другой, а как войну всех против всех.
Фахраддин Абосзода
Источник: iarex.ru