Российские депутаты объяснили, зачем они вносят на рассмотрение Госдумы довольно странные, а иногда и откровенно забавные законопроекты, у которых минимум шансов быть принятыми — все это делается «для спектакля». Некоторые парламентарии уверены, что лучше так, иначе «будет болото с тишиной».
Другие утверждают, что без таких законопроектов не получится «докричаться до коллег». Также бытует мнение, что народным избранникам приходится вносить заведомо провальные документы из-за такой системы, в которой ни одна идея не проходит без поддержки «Единой России», которая занимает в нижней палате парламента большинство мест.
Так, например, член фракции «ЕР» Евгений Федоров, сравнил свое место работы с театром. По его словам, он с коллегами «лишь принимает законы», а «депутатские инициативы — это о другом». Парламентарий отметил, что серьезные законопроекты «готовятся не в стенах Госдумы».
«Вся наша политическая система, а вместе с ней и Дума выполняют единственную функцию — отвлекают на себя внимание общества, демонстрируя ему этот политический спектакль. Это как американская демократия, — цитирует Федорова Lenta.ru. — И я бы не сказал, что такие инициативы дискредитируют нашу Думу. Ведь не дискредитирует театр, если на его сцене вместо царей будут играть шутов».
«Ни один из таких законов за последнее время принят не был»
Единоросс отметил, что чем «глупей и курьезней инициатива, чем сильнее она притягивает внимание СМИ и электората, тем больше от нее пользы». Полученная с ее помощью известность пригодится автору идеи на парламентских выборах, когда будет оцениваться его работа, уверен Федоров.
«Авторы таких законопроектов понимают, что создают их вовсе не для принятия, а для спектакля. Ни один из таких законов за последнее время принят не был, — напоминает собеседник интернет-издания. «Такой вот театр — такая вот Дума», — говорит он.
«Хороший артист, как и хороший депутат, это серьезный человек. Он хорошо понимает, что он артист, и хорошо знает правила, по которым он должен играть», — утверждает представитель «Единой России». Его коллега из ЛДПР Ярослав Нилов, в свою очередь, убежден, что депутатам приходится вносить глупые, но получающие отклик в СМИ и обществе законопроекты, «ради своего присутствия в информационном поле».
О первоапрельской идее запретить чеснок
«Сегодня в Госдуме, к сожалению, создана такая система, при которой без поддержки партии власти никакой законопроект не проходит. Независимо от того, плох он или хорош», — сказал либерал-демократ в интервью интернет-изданию. При этом, по его словам, слово «депутат» за последнее время стало чуть ли не оскорбительным.
Нилов добавил, что если партия, например, поможет детскому дому, то это будет мало кому интересно, однако «есть технологии привлечения внимания. «Например, наш депутат Сергей Иванов 1 апреля прошлого года внес проект закона о запрете использования чеснока. Было очевидно, что это сделано именно к 1 апреля, и свой законопроект он сразу же отозвал. Но он это сделал специально, чтобы привлечь внимание к чрезмерному количеству оригинальных инициатив», — вспоминает депутат.
Нужно «докричаться до коллег, до представителей правительства»
Однопартиец Нилова Михаил Дегтярев, предложивший в прошлом году запретить в РФ оборот и хранение американских долларов, между тем считает, что «некоторые инициативы кажутся нелепыми только на первый взгляд». Член ЛДПР рассказал, что в зачет идут не количество публикаций, а положительные упоминания о депутате и партии. В случае с запретом доллара, по словам Дегтярева, «две трети отзывов были положительными».
Справедливоросс Олег Нилов тем временем признал, что некоторые его инициативы «иногда действительно находятся чуть-чуть за гранью». Так приходится делать, чтобы «докричаться до коллег, до представителей правительства». «Чтобы основная концепция закона была услышана и воспринята, туда иногда добавляется дополнительный пиаровский окрас, на который обращают внимание журналисты, общество и те, от кого зависит дальнейшее прохождение этого закона», — объясняет член «Справедливой России».
Он также заявил, что «глупая законодательная инициатива — это не только российская беда». В качестве примера он привел закон в одной из стран, где в парламент запрещено приводить крупных хищников вроде льва. «Мы до такого, слава богу, не дошли», — сказал эсер.
«Странные инициативы появляются оттого, что нужен пиар»
Свои комментарии на эту тему дал и депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов («ЕР»). Недавно сенатор Константин Добрынин предложил Следственный комитет проверить его на экстремизм. «Такие вот странные инициативы появляются оттого, что нужен пиар», — признается известный борец с ЛГБТ-активистами.
Милонов также посетовал, что глупые законопроекты появляются из-за «кризиса системы ценностей». «От безыдейщины — отсутствия идеологии и национальной идеи. От непонимания того, к чему мы хотим прийти как страна, как государство. Мы сознательно уходим от решения этого вопроса, продолжая существовать на уровне «песочницы», — убежден депутат. При этом странные предложения депутатов он сравнил с прогулкой по Красной площади без штанов — «это механический пиар».
«Я с уважением отношусь к своим федеральным коллегам, но что мы от них хотим? Мы же полностью обезоружили государственную машину», — заявил Милонов, выразив уверенность в том, что законодатели еще даже не добрались до по-настоящему важных тем.
«Но не готовы мы пока перейти из песочницы в научную библиотеку. Это и про меня. И я такой же. Проще выйти на Первомай под лозунгом «Сильная Россия — Великая Россия» и пойти потом пить коньяк», — говорит депутат Заксобрания Северной столицы.
Депутаты обвиняют друг друга в воровстве идей
Коммунист Вадим Соловьев, со своей стороны, считает, что направленные на пиар законопроекты дискредитируют парламент, «но хуже, наверное, уже не будет». «Раньше депутаты действительно писали законы, проводили парламентские расследования, выносили вотум недоверия президенту, влияли на утверждение премьер-министра и прочее. Реально участвовали в государственном управлении как ветвь власти. Теперь же деятельность Думы все больше напоминает клоунаду и пятое колесо исполнительной власти», — рассказал Соловьев Lenta.ru.
Он также поведал, что бывают случаи, когда думские фракции обвиняют друг друга в краже идей — так произошло, в частности, после терактов в Волгограде, жертвами которых стали более 30 человек. Тогда лидер КПРФ Геннадий Зюганов предложил отменить мораторий на смертную казнь, после чего на него обиделись коллеги из ЛДПР. Якобы, он озвучил их идею, утверждает Соловьев.
Последние парламентские выборы прошли в России в конце 2011 года. По их итогам была сформирована Госдума шестого созыва, «ЕР» в ней занимает 238 мест, КПРФ — 92, «СР» — 64, а ЛДПР — 56. После этих выборов по стране прокатилась волна оппозиционных митингов и других уличных акций, участники которых, помимо всего прочего, выступали за честные выборы.
Источник: newsru.com