Президент России Владимир Путин посетил с государственным визитом Турцию. И отнюдь неспроста этот визит подняли до высшего дипломатического статуса. Две страны продемонстрировали умение договариваться даже при диаметрально противоположных позициях по некоторым вопросам, нарастили объемы сотрудничества и подписали солидный пакет документов. Но главное, что случилось в этот день в Анкаре, — Владимир Путин показал, с какой решимостью он может управлять газовыми потоками. Один, «Голубой», расширил. Другой, «Южный», просто перекрыл. «Таков выбор наших европейских друзей», — лишь пожал плечами российский президент.

Прилетев в Анкару, Владимир Путин первым делом почтил память самого популярного политика в Турции — основателя республики Мустафы Кемаля Ататюрка. Глава российского государства прошел по 150-метровой аллее Славы к Мавзолею и у подножья мраморного саркофага, глубоко под которым покоится гроб с телом Ататюрка, возложил венок из алых и белых роз. Мавзолей поражает истинно восточной роскошью: при его строительстве использовали тридцать сортов мрамора из различных районов Турции.

Затем кортеж президента России в сопровождении кавалерии подъехал к Аксараю (в переводе с турецкого «Белый дворец») — новой резиденции турецкого президента. Первым гостем высшего ранга здесь стал Папа Римский Франциск, посетивший Турцию за три дня до Путина. Среди светских лидеров первым в роскошном Аксарае побывал Путин. Эпитет «роскошный», как и применительно к Мавзолею, отнюдь не преувеличение. В здании, обошедшемся в 600 миллионов долларов, насчитывается более тысячи комнат. А по размерам дворец оставил позади и Московский Кремль, и Белый дом, и Версаль. Роскошь роскошью, но Аксарай оснащен и новейшей системой безопасности. Местная пресса сообщает, что под дворцом тянется сеть бункеров и тоннелей.

Есть один, но существенный недостаток — внутри самого дворца было лишь чуть теплее, чем снаружи. А в Анкаре сейчас всего пять градусов тепла. Российские журналисты шутили, что таким образом турки демонстрировали, насколько сильно они нуждаются в дополнительных объемах российского газа. Дело в том, что «Газпром» сегодня — крупнейший поставщик для Турции. Газ идет двумя маршрутами: по «Голубому потоку» через Черное море и по Трансбалканскому газопроводу транзитом через Украину, Молдавию, Румынию и Болгарию. С октября «Газпром» ограничил объемы транзита через украинскую газотранспортную систему. В результате Турция сейчас получает голубого топлива на треть меньше, чем запрашивает.

На площади перед резиденцией выстроился почетный караул в голубых мундирах. Путин и Эрдоган прошли по ковровой дорожке такого же небесного цвета, как и мундиры турецких военных. Это был их, президентский, «голубой поток». Оркестр исполнил государственные гимны двух стран. На этом пышный церемониал закончился. Путин и Эрдоган отправились на переговоры.

Никто не ожидал, что они будут простыми, но их продолжительность все-таки вызвала удивление. Вместо запланированного одного часа и пятнадцати минут переговоры длились более трех часов. Затем состоялось заседание Совета сотрудничества высшего уровня с участием делегаций обеих стран. На пресс-конференции Путин отвечал на вопросы журналистов осипшим голосом, периодически откашливаясь.

Президент Владимир Путин приветствует членов турецкой делегации Фото: Пресс-служба президента России

На чем Путин посадил голос, в общем-то, не секрет. В преддверии его визита в Анкару помощник президента Юрий Ушаков сообщил, что во время беседы один на один Путин и Эрдоган сконцентрируются на международных проблемах, причем основное внимание уделят Сирии. Вот только взгляды на эти проблемы у них разнятся. Анкара настаивает на смене режима Башара Асада. Москва предлагает восстановить диалог между сирийским руководством и оппозицией, создав для этого переговорную площадку в России. И обе стороны, конечно, обеспокоены усилением радикалов на Ближнем Востоке.

«Единственное, что нам не удалось согласовать — это пути урегулирования кризиса», — заявил Эрдоган на итоговой пресс-конференции. Прозвучало как шутка. Ведь только это «единственное» и нуждается в согласовании. Вопрос о том, оставаться ли сирийскому лидеру Башару Асаду у власти, Путин переадресовал сирийскому народу. «Там состоялись выборы, и они показали, что у действующего президента достаточно большая поддержка», — заметил Путин. На что Эрдоган тут же возразил (и чувствовалось, что эта тема действительно не оставляет равнодушным турецкого президента), что выборы были недемократическими. Стало ясно — по Сирии Путин и Эрдоган не договорились.

Зато, кажется, договорились по другому вопросу — положению родственного туркам крымско-татарского народа в Крыму. Неделю назад с Эрдоганом встречалась делегация меджлиса во главе с Мустафой Джемилевым и Рефатом Чубаровым, которых Москва лишила права въезда на территорию России. Эрдоган еще в мае обещал «не бросать крымских татар в беде» и просил российского президента защищать их права. В итоге на пресс-конференции Эрдоган даже благодарил Путина за помощь, оказанную этому коренному крымскому народу.

Но все-таки можно не сомневаться, что ведущую роль в переговорах заняла торгово-экономическая тематика. В Анкару вместе с Путиным прилетели глава Минэнерго Александр Новак, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев и глава «Росатома» Сергей Кириенко в компании руководителей «Газпрома» и Сбербанка Алексея Миллера и Германа Грефа. Такой десант высаживается не для праздного разговора о дружбе и сотрудничестве. Россия и Турция подписали восемь документов по итогам визита Путина.

 

Переговоры Путина и Эрдогана продолжались более трех часов Фото: Adem Altan / AFP

«Турция как никогда нуждается в поставках российского газа», — сразу с главного начал пресс-конференцию президент Турции. Нуждается — получит. «Голубой поток» расширяется на три миллиарда кубометров в год. Да еще и со скидкой. Своим турецким партнерам Путин снизил цену на газ на 6 процентов.

А вот Европа не получит. Хотя тоже нуждается. Путин заявил, что в нынешних условиях Россия не будет реализовывать проект «Южный поток». «Мы не можем начать строительство в море до тех пор, пока не получим разрешение от Болгарии. Это не соответствует экономическим интересам Европы, — слегка пожал плечами Путин. — Но таков выбор наших европейских друзей». Этого объяснения российскому президенту показалось недостаточным. И он добавил: «И если уж Болгария лишена возможности вести себя как суверенное государство, то пускай хотя бы потребуют от Еврокомиссии деньги за неполученную выгоду».

«Все, проект закрыт», — кратко ответил Алексей Миллер на вопросы журналистов, последовавшие после пресс-конференции президентов. Открыт другой — новый газопровод в Турцию через Черное море объемом 63 миллиарда кубометров. Для его строительства будет задействована та же входная точка, что была предусмотрена для «Южного потока» — компрессорная станция «Русская».

Так, на турецком берегу, Россия перенаправила свои потоки. И они влились в общее русло русской газовой реки, текущей на Восток.

 

Татьяна Меликян

Источник: lenta.ru


Читайте также:

Добавить комментарий