Украинские СМИ поспешили подать визит президента Литвы Дали Грибаускайте в Киев и подписание «дорожной карты» стратегического сотрудничества на 2015-2016 годы как внешнеполитический триумф администрации Петра Порошенко. Если охарактеризовать одной фразой, то вряд ли кто скажет лучше Остапа Бендера. Помните? «Заграница нам поможет! Запад с нами».
Маленькие, но стратегические
Темой №1 стало подписание двустороннего соглашения о сотрудничестве в военной сфере между. Министр обороны Литвы Юозас Олекас сообщил, что объемы военной помощи для Украины составили в 2014 году около 150 тысяч литов. «Примерно такого же уровня будем держаться и в следующем. А если что-то более — будет передано не из бюджета, а из того, что у нас есть на складах, что непосредственно нам не нужно», — поведал министр о перспективах сотрудничества.
Сама президент Грибаускайте воодушевляла предводителей Украины как могла. На совместной с Порошенко пресс-конференции она разрешила Украине одновременно подать заявки на вступление и в НАТО, и в ЕС, а также пообещала внимательно следить за ходом борьбы против коррупции на Украине.
Получившуюся картину стоит дополнить важным штрихом – еще 19 сентября министры обороны Украины, Польши и Литвы подписали в Варшаве межправительственное соглашение о создании совместной военной бригады. В качестве официальной цели такого шага были заявлены участие в миротворческих операциях и укрепление сотрудничества в регионе. Официальные лица Министерства обороны Польши сообщили, что бригада будет использоваться для операций под эгидой ООН и ЕС, а в качестве ее штаб-квартиры назвали город Люблин.
Сильнейшие среди слабейших
Литва считается сильнейшей в военно-техническом плане по сравнению с другими странами Прибалтики – Латвией и Эстонией. Начиная с 2004 года, все три государства являются членами НАТО. А на аэродроме Зокняе (Литва) базируется звено из 4 истребителей стран НАТО – каждые полгода происходит ротация, когда каждая из стран НАТО присылает свою авиацию. Литовская армия насчитывает 10 тысяч 640 военнослужащих. Среди них 8 тысяч 200 – это сухопутные войска (3 тысячи 600 – контрактники, 4 тысячи 600 — резервисты), 600 служат на флоте, 1200 – в военно-воздушных силах, 1804 – в штабах и военных службах. Техника и вооружение вооруженных сил Литвы – это устаревшие образцы армий стран-членов НАТО, а также Швеции и Финляндии.
Кроме того, еще 5 тысяч служащих насчитывает штатный состав пограничной охраны, 540 человек – служба береговой охраны, оснащенная тремя патрульными катерами финского и шведского производства и одной амфибией Griffon 2000 производства Великобритании. И, наконец, 236 литовских военных находятся в Афганистане в составе сил ISAF, а еще 12 – в Ираке в рамках миссии НАТО. В литовском аналоге ДОСААФ под названием Стрелковый союз Литвы состоят около 9 тысяч 600 человек.
Собственно, если ставить вопрос об обороноспособности Литвы, то ответом будет план НАТО в отношении этой страны. А поскольку Североатлантический альянс планирует в случае вторжения «вероятного противника» на литовскую территорию оперативно перебросить в Литву 9 дивизий (нетрудно догадаться, кто имеется в виду), становится понятно, что на собственную армию никто не возлагает неоправданно высоких надежд.
Когда знаешь подноготную, то демонстративно бравурные релизы пресс-службы Порошенко и Грибаускайте предстают уже в более тусклом свете. Какой прок официальному Киеву скреплять себя обязательствами с гораздо более слабым в военном плане государством? И не окажется ли «сотрудничество» с Литвой в итоге ярмом на шее? И в смысле бюджетных расходов на оборону, и в смысле безопасности?
Тройственный союз
За созданием военного союза между Украиной, Литвой и Польшей прослеживается четкий геополитический мотив. Во-первых, США таким образом создают буферную зону (Украина-Польша-Литва) между Россией и ЕС на подступах к странам Западной Европы. Во-вторых, стоит рассмотреть треугольник с точки зрения правовой базы для функционирования НАТО. Сегодня Украина воспринимается странами Запада как территория риска. Понятно почему – начиная с апреля-мая, на Юго-Востоке идет самая настоящая война. А так как Литва и Польша являются членами Североатлантического альянса, получается, что истинные вдохновители «оборонного союза» подталкивают Польшу и Литву к тому, чтобы ввязаться в кризисную ситуацию, да еще и закрепить свое участие с помощью международных договоров. А в итоге выстраивается цепочка «Украина – Польша и Литва – страны НАТО во главе с США». А главное – достаточно убедительный повод вмешиваться в ситуацию «под зонтиком» Североатлантического альянса. И здесь стоит напомнить нормы Североатлантического договора от 4 апреля 1949 года, где статья 5 закрепляет «коллективный ответ» стран-членов НАТО, так как «вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом».
И, наконец, последний по времени саммит НАТО, который состоялся в Уэльсе в начале сентября. Официальное заседание Альянса почтил своим присутствием и президент Украины Петр Порошенко. Однако руководители НАТО по итогам саммита оставили желание украинских властей вступить в блок без ответа. То есть, вообще без какого-либо внятного ответа. На сегодняшний день отношения Украины с НАТО не оформляются ни одним из существующих форматов отношений. Первые лица НАТО не предоставили Украине даже такого формата, как Индивидуальный план (подобный формат отношений действовал с 2002 по 2010 годы), не говоря уже о чем-то большем.
А чтобы завершить картину, стоит напомнить, что высшие чины НАТО после вывода группировки Альянса из Афганистана планируют первоочередное внимание посвятить странам Восточной Европы. Если конкретнее, то в списке приоритетов – именно Польша и страны Прибалтики. Первоначальный план заключается в том, чтобы перебазировать в Польшу и Прибалтику 9 дивизий США, Великобритании и ФРГ, а также нарастить в Балтийском море присутствие американского и британского военно-морского флота. Не стоит упускать из внимания и теневой вариант. А именно — вариант поставки оружия из США и стран ЕС на Украину через Литву и Польшу.
Поэтому инициативу создания «тройственного союза» стоит рассматривать еще и как «утешительный приз» для правящей администрации Петра Порошенко-Владимира Гройсмана-Арсения Яценюка. В том смысле, что, дескать, в НАТО пока не примем, но и на произвол судьбы не бросим. Да еще и раскроем защитный зонтик – не над головой, но где-то рядом. В общем, как говорил Остап Бендер — «Заграница нам поможет. Запад с нами».
Сергей Слободчук
Источник: svpressa.ru