Россия и Республика Беларусь – это наиболее продвинутые в интеграционном плане два государства содружества. И, естественно, что их отношения строились, в основном, в рамках Союзного государства. Несмотря на то, что в политическом плане построить государство за 15 лет не удалось, проект был практически заморожен, в экономическом, в торговом плане партнерство двух стран строилось самым тесным образом.
Кроме того, большие достижения есть в социальной сфере. Есть определенный социальный пакет льгот, преференций гражданам двух государств, которые в рамках Союзного государства могут пользоваться им. Кроме того, свобода передвижения людей, трудовых ресурсов, тоже очень важна. И, надо сказать, что по объему торговых отношений с Россией Белоруссия занимает первое место в Содружестве независимых государств.
В значительной степени о тесной связи двух государств говорит и то, что военное, военно-техническое сотрудничество было достаточно успешным. Есть ряд достижений в этой области: проведение совместных учений, перевооружение белорусской армии новейшими комплексами и системами оружия, которые поставляет Россия. Таким образом, отношения были вполне дружественными, вполне партнерскими.
В то же время, в той же торговой области, где они наиболее близки, случались и конфликты, и недоразумения. Случались и так называемые торговые войны: пивные, конфетные, нефтяные, газовые и прочие. Однако, это, я считаю, нормальная практика торговых отношений двух государств, без этого торговли, в общем-то, и не бывает.
События на Украине повлияли на отношения двух государств. Дело в том, что руководство республики Беларусь отнеслось отрицательно к воссоединению Крыма с Россией. Фактически, результаты референдума были проигнорированы Минском. Минск занял в этом отношении свою особую позицию. Кроме того, президент Республики Беларусь (а это достаточно авторитарное государство, поэтому все рычаги власти находятся в руках у одного лица – главы государства) пытается сохранить хорошие отношения с теми людьми, которые пришли к власти в Киеве в результате государственного переворота.
Естественно, что он очень дорожит этими отношениями. С некоторыми лицами эти отношения носят доверительный характер. Естественно, это не может не вызывать определенную реакцию российской стороны. Кроме того, до последнего времени президент республики Беларусь призывал украинскую сторону к оказанию вооруженного сопротивления попыткам третьей стороны, связанным, например, с отторжением каких-то территорий Украины.
Естественно, что эти призывы и эта позиция Минска насторожили не только руководство России, но и широкие общественные массы, которые, конечно, с непониманием отнеслись к сближению Минска и Киева. При мнении, что в Киеве пришли к власти националисты, «бандеровцы», естественно, такая позиция Лукашенко вызывает неприятие и у общественности России.
Поэтому, конечно же, особая позиция руководства Белоруссии по отношению, прежде всего, воссоединения Крыма и Севастополя с Россией, отношения двух стран не улучшает. Эта напряженность сохраняется. Кроме того, на востоке, юго-востоке Украины продолжаются вооруженные столкновения. Здесь тоже позиция Минска, которая состоит в том, что Украина должна быть унитарным, а не федеративным государством, противоречит той позиции, которую декларирует руководство РФ.
С одной стороны, в результате украинских событий не удается развивать в политической сфере достаточно близкие отношения с Минском, поскольку белорусское руководство первоначально было напугано этими событиями, и проявляет крайнюю настороженность, пытается отгородиться от России.
Например, граница с Россией, которая была ликвидирована в 1995 году, фактически восстановлена белорусской стороной, в одностороннем порядке, без уведомления России. Кроме того, Беларусь пытается извлечь выгоду из ответных мер России на санкции, которые ввел против России Запад – Европейский Союз, США, другие страны. Например, те товары, которые запрещены к ввозу из Европейского Союза в Россию, следуют в Россию в настоящий момент через Белоруссию. То есть это фактически реэкспорт товаров Евросоюза через территорию Белоруссии под брендом белорусских производителей.
Кроме того, белорусская сторона пытается наладить торговые отношения с третьими странами, которые потеряли эти отношения с Россией в результате ее ответных мер. Естественно, что Белоруссия таким образом занимает какие-то ниши на рынке, как для сбыта своих товаров, так и импорта товаров из третьих стран, которую занимала раньше Россия. Естественно, это тоже не может не беспокоить российскую сторону.
Проект Союзного государства в начале нулевых годов был заморожен белорусской стороной. Было четыре предложения президента России Владимира Владимировича Путина, четыре пути интеграции с Белоруссией, и они все были отвергнуты. На наиболее мягкий вариант — заключение валютного союза, то есть, проще говоря, введение единой валюты в виде российского рубля — белорусская сторона отрицательно отреагировала, не пошла на это.
Таким образом, отношения были заморожены, но они сохраняются, как я уже сказал, в торговой сфере, в отношении военных, военно-технических контактов двух стран, в социальной сфере, где есть достижения Союзного государства. То есть тот договор, который был заключен 8 декабря 1999 года президентами России и Белоруссии, вступил в силу в начале 2000 года, но вот прошло почти 15 лет и того , что намечалось по договору — совместный парламент, совместные органы Союзного государства — все это не выполнено, не реализовано.
В настоящий момент от проекта не отказался ни Минск, ни Москва. Обе стороны декларируют, что проект сохраняется, что интеграция в рамках Союзного государства теснее, чем в рамках других интеграционных проектов на постоветском пространстве. Тем не менее, учитывая, что Союзное государство подразумевает общую государственность, вот этой общая государственности нет ни в какой форме.
В ближайшее время каких-либо подвижек в плане более тесной интеграции с Республикой Беларусь ожидать не стоит, поскольку стремление и желание белорусской стороны двигаться по направлению сближения с Россией мы не наблюдаем. Более того, как я сказал, в результате украинских событий Минск пытается отгородиться от России, пытается гарантировать свое суверенное, независимое существование и территориальную неприкосновенность Республики Беларусь, опираясь на какие-то иные факторы международные, не на Россию.
Мы это видим, мы видим поиски какой-то альтернативы политической, другой, включая военную альтернативу. Поэтому говорить о том, что Белоруссия вдруг сделает решительные шаги по плану строительства Союзного государства — ожидать такого напрасно.
Но, надо сказать, что Белоруссия во многом связана тесно с Россией и зависит от помощи России. Эта помощь очень многообразна. Искать альтернативу российским, например, энергоресурсам Белоруссии крайне затруднительно в ближайшие 10 лет по крайней мере. Не говоря уже о том, что Беларусь заинтересована в поставках минерального сырья, в использовании транспортной инфраструктуры России, еще больше заинтересована в емком российском рынке, куда сбывает товары своего национального производителя.
Естественно, что в этих условиях Белоруссия будет вести себя крайне осторожно. И она не заинтересована в похолодании, а тем более в кризисе в отношениях с Россией. Беларусь официально, на законодательном уровне провозгласила свою приверженность многовекторности. Это означает, что Беларусь будет стремиться сохранять баланс между Западом и Востоком (где под Востоком понимается Россия). И, естественно, она будет пытаться так же лавировать между этими двумя факторами междунардной силы.
Российская же сторона заинтересована прежде всего в том, чтобы Белоруссия не сближалась с теми силами, с теми факторами, которые носят явно антироссийский характер, которые несут угрозу национальной безопасности и интересам России. Пока Беларусь этого делать не будет, будет воздерживаться от этого, шаги России по отношению к Белоруссии будут вполне дружественными и партнерскими. Кроме того, Россия готова взятые на себя гарантии по безопасности Республики Беларусь соблюдать, но, еще раз повторяю, только в том случае, если Республика Беларусь не будет делать шагов, которые несут угрозу национальной безопасности и интересам, экономическим в том числе, Российской Федерации.
Александр Фадеев
Источник: materik.ru