New York Times назвала отказ Москвы от проекта «Южный поток» «редким дипломатическим поражением Путина» и «победой ЕС и Обамы». Но большинство американских и особенно европейских наблюдателей не разделяют этот оптимизм. В комментариях отмечается: от отмены контракта выиграет Турция как посредник, а Россия как поставщик как минимум не проиграет. А зависимость ЕС от российского газа не исчезнет.

Отказавшись от проекта «Южный поток», Кремль в сущности снял вопрос о политизации поставок российского газа в Южную Европу, заявил высокопоставленный представитель деловых кругов США, которого цитирует РИА «Новости». По его мнению, «темы для обсуждения как таковой не было, но периодически возникали разговоры о том, что Россия оказывает влияние на страны Южной Европы с помощью поставок газа». «Теперь Москва сама закрыла данный вопрос, и это хорошо», – сказал он.

Впрочем, лондонская The Times в статье, посвященной закрытию проекта, отмечает, что «Путин объявил газовую войну Европе». Ведущее британское издание полагает, что Москва при помощи экономических механизмов стремится наказать страны ЕС за их осуждение действий Москвы в отношении Украины.

Напомним, что накануне президент Владимир Путин заявил: Россия не может в нынешних условиях продолжить реализацию «Южного потока» из-за неконструктивной позиции Еврокомиссии по проекту, а поставки своих энергоресурсов готова перенаправить на другие рынки.

Reuters предрекает проблемы для Турции, в сторону которой пройдет газопровод, призванный заменить «Южный поток» (благодаря чему страна может стать крупнейшим посредником по продаже российского газа). Агентство полагает, что у Анкары могут возникнуть трудности в отношениях с Западом как у кандидата в члены Евросоюза. Турция действует вразрез не только с санкционной кампанией Брюсселя, но и с попытками ЕС снизить энергетическую зависимость от России.

«Будем анализировать»

Несостоявшиеся бенефициары «Южного потока», фактически пострадавшие от препятствий, чинимых Еврокомиссией, сейчас демонстрируют растерянность. «В июне мы с (председателем правления Газпрома Алексеем) Миллером договорились о начале строительства австрийского участка «Южного потока», а теперь, через несколько месяцев, Миллер говорит: «Вот и все, проект закончен». Мы будем анализировать эту ситуацию», – сообщил венскому изданию Die Presse Герхард Ройсс, гендиректор австрийской нефтегазовой компании OMV, крупнейшей в Центральной Европе.

За океаном проблему видят иначе. Комментируя решение Москвы, вице-президент Торговой палаты США Гэри Литман оптимистично заявил: «Многие европейские потребители выстраивают свою среднесрочную стратегию, не рассчитывая на дополнительные поставки из России. Поэтому отказ от «Южного потока» вряд ли существенным образом отразится на европейской промышленности». Литман считает «неочевидным существование прямой зависимости между конкурентоспособностью компаний из Европы и предполагавшимся строительством «Южного потока».

Что же касается российской экономики, то, по мнению вице-президента Торговой палаты США, трудно судить, какими будут для нее последствия отказа от данного проекта.

«Сейчас на нее оказывает влияние очень много факторов, ключевой из которых – зависимость от поставок топлива за рубеж. Зависимость от экспорта углеводородов – ее ахиллесова пята, о которой говорят уже многие годы», – отметил Литман.

«Часть программы по формированию новых альянсов»

«Растущее сопротивление Евросоюза «Южному потоку» за последние месяцы кризиса на Украине усилилось. ЕС обеспокоен тем, что проект зацементирует положение России как основного поставщика Европе природного газа. Россия уже поставляет газ в объеме 30% годовой потребности Европы», – констатирует Wall Street Journal.

«Объявление (о закрытии «Южного потока» – прим.) – часть программы Кремля по формированию новых альянсов, так как отношения России и Запада из-за украинского кризиса упали до уровня тех, что были после холодной войны», – подчеркивает The Washington Post.

The New York Times делает «неожиданный» вывод, называя отмену проекта «Южный поток» «редким дипломатическим поражением Владимира Путина» и столь же «редкой победой ЕС и администрации Обамы». Впрочем, при этом издание вынуждено признать, что за период охлаждения отношений России и Запада «Путин подписал крупные, давно назревшие соглашения о поставке газа в Китай и начал искать другие, неевропейские рынки для своей нефти и газа».

New York Times также отмечает, что после закрытия проекта в выигрыше оказалась Турция, «которая, наряду с Китаем и другими развивающимися странами, эксплуатирует раскол между Востоком и Западом, чтобы получить долгосрочные поставки энергоносителей по льготным ценам».

«Анкара не следует за Вашингтоном и Брюсселем»

Financial Times в своей аналитической статье указывает на обещания, озвученные Владимиром Путиным на встрече президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.

Напомним, что российский президент пообещал: «С учетом растущих потребностей Турции мы готовы не только расширить «Голубой поток», но и построить еще одну трубопроводную систему для того, чтобы обеспечить растущие потребности самой турецкой экономики».

«Его (Путина) шаг упрочивает и консолидирует роль России как ведущего поставщика газа в Турцию даже тогда, когда ЕС и США продолжают вести санкционную кампанию против Москвы за ее поведение на Украине, – подчеркивает издание. – Анкара далека от того, чтобы следовать примеру Вашингтона и Брюсселя в принятии подобных мер». По мнению авторов статьи, Турция «заслужила похвалу господина Путина».

Financial Times цитирует турецкого политолога, специалиста по евроинтеграции Соли Озеля (университет Кадир Хас, Стамбул), который отмечает: «Когда Путин и Эрдоган имеют дело друг с другом, они проявляют себя как очень расчетливые, они не позволяют эмоциональным факторам вмешиваться в отношения – в этом отличие от того, как они (российский и турецкий президенты – прим.) взаимодействуют с другими лидерами».

«Турция и Россия имеют разные взгляды по многим вопросам, в частности, по Сирии … но Турция будет и впредь покупать энергоресурсы России», – заявил The Washington Post профессор Хусейн Багчи из Ближневосточного технического университета (Анкара).

«Санкции против России дали ей возможность ввести запреты на импорт из стран ЕС, а Турция пытается воспользоваться этой лазейкой, став более крупным экспортером», – констатировал в комментарии New York Times Синан Ульген, бывший турецкий дипломат, эксперт центра «Карнеги-Европа» (Брюссель).

Любопытна реакция ближайших соседей Турции. «Царь и султан «похоронили» газопровод», – под таким заголовком вышла в греческой газете Та Неа статья о встрече Путина и Эрдогана в Анкаре. «Сотрудничество, о котором он (Эрдоган) говорил президенту России, подразумевает создание газового «хаба» для потребителей Южной Европы – этот узел будет расположен на турецко-греческой границе», – указывает на очевидную выгоду афинское издание То Вима.

«Это очень плохо для Болгарии»

Напомним, что, поясняя решение прекратить проект, президент Путин подчеркнул: «Мы не получили разрешение от Болгарии, считаем, что Россия не имеет возможности развивать этот проект. Мы вынуждены будем пересмотреть свое участие в этом проекте». «Начать стройку в море, подойти к болгарскому берегу и остановиться – это нелепо», – добавил российский лидер, выступая накануне на пресс-конференции в Анкаре.

Новость о закрытии «Южного потока» активно обсуждается в странах, имеющих непосредственное отношение к несостоявшемуся проекту – как собственно в Болгарии, так и в других странах Балкан, Южной и Восточной Европы.

В закрытии проекта есть вина Болгарии, которая не предприняла достаточно усилий для его реализации, признают болгарские политики. «Это очень плохо для Болгарии, мы потеряли очень большой проект, – пояснил депутат Народного собрания (парламента) Болгарии, профессор-экономист Борислав Борисов. – Я был удивлен этой новостью, но, пожалуй, такое решение российской стороны закономерно, потому что правительство Болгарии в последние годы активно этим проектом не занималось. Если оценивать решение России с профессионально экономической точки, то, пожалуй, сегодняшнее событие закономерно».

«Россия не может бесконечно ждать, будет или не будет «Южный поток», и решила защитить свои экономические и политические интересы. Это логическое завершение затянувшейся истории», – сказал он.

Бывший министр экономики и энергетики Болгарии Румен Овчаров считает, что София не проявила себя надежным партнером в вопросе строительства газопровода «Южный поток» и оказалась проигравшей стороной.

«Очевидно, что никакой компенсации за приостановку проекта «Южный поток» Болгария не получит и окажется проигравшей стороной. Говорим «спасибо» Бойко Борисову (премьер-министр Болгарии), который успел за пять лет остановить все три больших инфраструктурных проекта в Болгарии, которые могли привлечь в страну огромные инвестиции и дать большой экономический эффект», – отметил Овчаров.

Он уточнил, что имеет в виду проекты строительства нефтепровода Бургас – Александруполис, атомной электростанции «Белене» и «Южного потока».

«Сейчас экономическими преференциями будет пользоваться Турция. А мы, рассуждая теоретически, будем строить межсистемный газопровод с Турцией, чтобы оттуда доставить российский газ в Болгарию. Не вижу дополнительных возможностей для новых переговоров, российская сторона и так проявила достаточно большое терпение», – полагает политик.

«Должны быть уверены, что для нас выгодно»

Высказываются и иные мнения. «Путин не отказался от «Южного потока», это тактический ход, чтобы усилить давление на Болгарию и страны ЕС», — заявил софийской газете «Труд» заместитель председателя парламентского комитета по экономике и энергетике Болгарии, член правой «Синей коалиции» Мартин Димитров.

«Уход проекта в сторону Турции сделает его дорогим и экономически невыгодным, после чего в Болгарии начнется истерика, о том, что у нас нет выбора. Но это не так. Выбор у нас есть. Подобную игру России, мы наблюдали и раньше и она не заставит нас отступить от своих позиций», — сказал Димитров. «Если данный проект не приносит прибыль, то ясно, что для нас в нем нет никакого смысла. Если «Южный поток» будет проходить через Болгарию, мы должны быть уверены, что для нас это выгодно», — резюмировал он.

В комментарии тому же изданию «Труд» эксперт по энергетике неправительственной организации «Болгарский атомный форум», профессор Атанас Тасев отметил: «Заявления Владимира Путина о том, что Россия не может продолжать реализацию проекта без разрешения Болгарии, являются частью большой геополитической игры». По мнению Тасева, «Болгарии нужно занять выжидательную позицию и не предпринимать пока никаких действий».

«Мы энергетически не обеспечены»

Президент Республики Сербской, входящей в состав Боснии и Герцеговины, Милорад Додик возмутился позицией развитых стран Европы, приведшей к блокированию строительства газопровода «Южный поток».

«Россия сказала, что не может построить «Южный поток», если Европа этого не хочет. Несколько лет назад построен «Северный поток» из тех же источников, он пришел в Германию и в развитые страны Европы, и там не было сокращения поставок газа за все время кризиса на Украине. Почему нам не дают на тех же условиях построить «Южный поток»? Почему мы должны думать о том, что мы энергетически не обеспечены в будущем?», — заявил Додик, передает РИА «Новости».

«Сербия пока не получила официального уведомления от компании Газпром относительно каких-либо изменений в проекте строительства газопровода «Южный поток», — сообщил агентству ТАСС министр энергетики и горной промышленности Сербии Александар Антич. «Конечно, это исключительно важный проект для энергетической безопасности нашей страны, и от него зависит также занятость значительной части нашей строительной отрасли, но, к сожалению, мы не в состоянии повлиять на будущее газопровода», — добавил министр.

В Сербии воспринимают приостановку участия России в реализации проекта «как сигнал, в первую очередь, членам Европейского союза, от которых зависит строительство газопровода», — сказал министр. По его словам, дальнейшая реализация проекта требует «согласования по линии Брюссель-Москва».

«Можем оказаться лишними»

Как отмечает белградская газета «Политика», «приостановка «Южного потока» — это послание Болгарии, которая под давлением Брюсселя и Вашингтона приостановила взаимодействие с Россией». «Однако это не означает, что Россия полностью отказалась от данного проекта, он будет «заморожен», до тех пор, пока Россия и ЕС не придут к соглашению, — полагает издание. — Подписание двух газовых соглашений с Китаем на сумму более 500 млрд долларов, и соглашение Турцией, создали ситуацию в которой Южный поток больше не является для России приоритетным направлением».

Боснийско-сербский экономический аналитик Махмут Бушатлия в комментарии «Политике» отмечает: после решения Газпрома остановить строительство «Южного потока», Сербии будет гораздо сложнее привлекать инвесторов в свою промышленность из-за недостатка газа.

«Для Сербии это решение является однозначно убыточным потому, как данное строительство финансировала Россия, а теперь вероятно, у нас будет возможность подключиться к газопроводу который идет в Грецию, но уже за свой счет», — сказал он. «А если Россия договориться с Турцией, что трубопровод пойдет по их территории, то нас он обойдет, мы окажемся лишними. И не только нас, а всех кто ждал его строительства — Болгарию, Венгрию, Австрию»,- заключил эксперт.

Источник: politobzor.net


Читайте также:

Добавить комментарий