Новые реформы Министерства образования и науки РФ, которое возглавляет Дмитрий Ливанов, теперь охватили специальные музыкальные школы. Срок обучения сокращается, а обязательных занятий становится меньше, в результате чего начальное музыкальное образование оказалось под угрозой полного разрушения. Об этом, как передает корреспондент NDNews, сообщили деятели культуры на пресс-конференции в Москве.
Министерство образования и науки РФ хочет, чтобы Центральная музыкальная школа при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и еще 7 специальных музыкальных школ изменили образовательные стандарты. Теперь вместо полноценного 10-летнего образования талантливые дети будут учиться только 6 лет с 5 класса.
Директор центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, народный артист РФ Владимир Овчинников сказал, что после долгих прений с властью «с 2011 года всё вроде бы успокоилось, был принят новый стандарт обучения на 10 лет и 10 месяцев».
«Однако в сентябре этого года мы получили письмо от замминистра образования с просьбой утвердить новые стандарты по специальности «инструментальное исполнительство», – рассказал Овчинников. По его словам, это «ставит под удар профессиональные музыкальные школы, которые формируют ядро наших гениальных кадров».
Он пояснил, что если ребенка отдать в специальную музыкальную школу хотя бы на год позже, чем это делали у нас, не разовьются нужные навыки и будет поздно ставить руку.
«Они все эти годы лгали нам, что занимаются этим вопросом. 3 года министерство культуры не слышит мнение директоров музыкальных школ», – возмутился Директор Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных, член совета по культуре Дмитрий Хохлов.
«Все эти годы ставят палки в колеса…» – заявил он и добавил, что власти даже придумывать эти стандарты не нужно, достаточно лишь подписать то, о чем уже подумали директора музыкальных школ.
Первый заместитель председателя комитета ГД по культуре Елена Драпеко заявила, что «ещё с 2010 года говорим Минобру, что нужно делать исключение для школ, которые готовят цвет нашей культуры… Они не могут понять, что музыкальные школы – это исключение, что талант всегда вне нормы».
Она отметила, что в числе ограничений ввели нормы СанПина: «СанПин говорит нам, что ребёнка нельзя нагружать более чем на 4-6 часов. Но талантливые дети талантливы во всём, они справляются». Власть видит решение проблемы в организации кружков и факультативов, однако это убивает качество уникального обучения.
Основной проблемой Драпеко считает нечетко прописанные нормы для музыкальных школ. Если для обычных школ прописаны «целые тома, то про наши школы написан только один абзац», – сказала она. По ее мнению, необходимо сначала четко прописать, кто именно будет отвечать за происходящее и детальный порядок проведения реформы.
Драпеко призвала добиваться отставки министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова.
В то же время, есть и большие претензии к Минкульту, который не вмешивается в эту ситуацию. По ее словам, если посмотреть биографии министров культуры, то возникает ощущение, что «они вообще культурой не занимались». Это «непрофессионализм», когда чиновник называет Александринский театр «Александровским».
Скрипач, заслуженный артист РФ Дмитрий Коган считает, что возникает ощущение, что «кто-то хочет ввести жестокие санкции против талантливых детей и 7-8 школ, обучающих их».
Он отметил, что «у нас вообще плохо по стране с музыкальным образованием» – странно, когда на претензии об отсутствии консерватории на Дальнем Востоке чиновник говорит «она же есть в Новосибирске!».
«Главное, чтобы проблема со специальными музыкальными школами не погрязла в ворохе обсуждений, чтобы начальное музыкальное образование осталось нетронутым. Это надо сделать срочно, до конца декабря, иначе эта проблема будет «заиграна», – заявил Коган. По его мнению, 8-ми специализированным музыкальным школам необходимо срочно придать особый статус.
Пианист, профессор Московской консерватории им. П. И. Чайковского, народный артист РФ Александр Бондурянский считает, что само понятие «начальное музыкальное образование» под угрозой исчезновения.
Однако «существование таких школ является предметом зависти всех зарубежных коллег», – сказал Бондурянский. Практически нет таких начальных школ, где совмещается профессиональное и общее образование. По его словам, если так будет продолжаться, через несколько лет Россия останется без музыкальной культуры.
Софья Метелкина
Источник: newdaynews.ru