В предпоследний день нынешней осени эксперты заявили о том, что в «арабской весне» наметился разворот. Поводом стало решение об оправдании экс-президента Египта Хосни Мубарака в ходе повторного судебного процесса. После вынесения приговора на первом процессе — о пожизненном заключении — тогдашние египетские власти не скрывали разочарования, посчитав его слишком мягким.
Тот приговор вынесли в июне 2012 года, в нем Мубарака обвинили в гибели 750 человек в ходе акций протеста в Каире в начале 2011 года и в коррупции. Адвокаты обжаловали вердикт в Кассационном суде. Обвинение в гибели протестующих считалось главным – 29 ноября судьи сняли его с бывшего египетского лидера и еще с семи офицеров службы безопасности. Пересмотрели и дело о коррупции. Мубарака подозревали в присвоении бюджетных средств в размере 125 миллионов египетских фунтов и в экспорте газа в Израиль по заниженным ценам. Но осталось обвинение в строительстве государственных особняков в Шарм-эль-Шейхе. По нему в целом три года 86-летний экс-президент должен просидеть в неволе, в его случае – в госпитале, поскольку передвигаться самостоятельно он не может.
Сторонники Мубарака встретили оправдательное решение суда с воодушевлением, но нашлось у него и немало противников. В тот же день, в субботу на площади Тахрир стали собираться недовольные решением суда люди. Произошли столкновения. Погибли два человека, более десятка получили ранения и травмы. Генеральная прокуратура Египта решила обжаловать вердикт экс-президенту страны. Но многие эксперты сходятся во мнении, что серьезных осложнений у бывшего лидера страны не будет. Дело в том, что его оппоненты — «Братья-мусульмане» — потеряли власть еще летом прошлого года. Именно они объявили в начале 2011 года Мубарака символом диктатуры. Свергнув «диктатора», «революционеры» поспособствовали приходу во власть своего ставленника — председателя Партии свободы и справедливости Мухаммеда Мурси. Это был политический антагонист Мубарка. Если свергнутый «диктатор» учился в Советском Союзе (Фрунзенское военное авиационное училище и Военная академия имени Фрунзе в Москве), то его «исламистский» противник – в США (в Калифорнийском государственном университете). Единый кандидат от «Братьев-мусульман» продержался в кресле президента ровно год. В первой половине 2013 года его обвинили в узурпации власти и в восстановлении диктатуры. 3 июля 2013 года министр обороны Египта Ас-Сиси объявил о свержении президента Мухаммеда Мурси и о приостановлении действия Конституции. Власть перешла к военным, «Братья-мусульмане» были запрещены. Ас-Сиси в мае нынешнего года одержал сверхубедительную победу на выборах президента (за него отдали голоса почти 93% избирателей).
И вот, спустя год и четыре месяца, фактически полностью оправдан Мубарак. Ас-Сиси называют его сторонником. После оправдательного приговора президент заявил, страна должна смотреть в будущее, а пути назад больше нет, попытавшись подвести черту под дискуссиями о судьбе Мубарака.
30 лет правления в Египте Мубарака и один год Мурси говорят за себя сами. Египтяне не поняли свои «новые власти», пришедшие на волне «цветной революции», хотя первоначально связывали с ними надежды на улучшение жизни. После свержения Мубарака заместитель госсекретаря США Джеймс Стайнберг заявил: «Мы будем поддерживать принципы, процессы и институты, а не личности. Мы надеемся, что египтяне могут заложить основу не только для избрания новых лидеров, но и для реформирования законодательства, создания институтов и уважения прав религиозных меньшинств и женщин».
Уже тогда некоторые египетские политики ответили Стайнбергу, что демократию нельзя просто купить в супермаркете – это результат определенного пути общественного развития нации, кропотливого создания политических институтов, независимых СМИ. Навязывание западной схемы ближневосточным обществам грозит преднамеренным сломом жизненных устоев, подчеркивают аналитики. У каждой страны свой эволюционный путь, а революционное вмешательство грозит потерей этого пути, хаосом и разрухой, что мы видим в Ираке. Если у Вашингтона главная цель — «внедрение демократии» в странах Ближнего Востока, то почему он не начинает со своих друзей — Саудовской Аравии, Катара и Кувейта? Боится дестабилизации? Получается, что главными у Вашингтона остаются на Ближнем Востоке финансовые интересы, а не политика «распространения демократии».
В наше время, как отмечают эксперты, Вашингтон обеспокоился в арабском мире другим — постоянно возрастающим влиянием таких политических лидеров, как Мубарак, Каддафи, Хусейн, Асад. Устранение сильных лидеров, по задумке заокеанских стратегов, должно было привести к ослаблению этих стран и даже к распаду некоторых. При этом роль в регионе американских партнеров в Эр-Рияде, Эль-Кувейте и Дохе на фоне крушения других арабских стран могла существенно вырасти, а другие Вашингтону сегодня не нужны. Более того, эти «другие» не должны быть сильными и самостоятельными, по мнению США. С Китаем американцы поделать ничего не могут, но увеличение политического и экономического веса, например, России или Азербайджана они пытаются прервать, причем часто «неспортивными» методами.
Как думает главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов, Мубарак, Садат, Асад, Хусейн больше изначально ориентировались на Москву, чем на Вашингтон. США это положение не устраивало и они «зачистили» такие настроения (пока кроме Сирии).
Египетское общество в результате «арабской весны» оказалось расколотым. Характер дальнейших процессов малопонятен. Но главное, как говорят эксперты, произошла очередная и очень существенная пробуксовка проамериканской «арабской весны». Египет многие политики называют ключевой страной в арабском мире, а процессы в ней – определяющими, способными повлиять и на ситуации в других государствах региона. На это и рассчитывал Вашингтон, поддерживая «революцию» в Египте зимой 2011 года. Реабилитация свергнутого в 2011 году президента Египта стала серьезным знаком — насильственные «демократические изменения» при американской поддержке не приживаются в арабском мире.
Организация «Братья-мусульмане» («Джамаат аль-ихван аль-муслимин») располагает большим опытом нелегальной борьбы против «неверной власти». Она появилась в 1920-х в Египте с целью исламизации общества и создания исламского государства. В организации сочетаются принципы построения суфийских орденов, политической партии и боевых отрядов. Ее члены отметились во многих громких и кровавых историях. Есть в организации и радикальные силы, которые в сентябре 1981 года участвовали в убийстве тогдашнего президента Садата (эта радикальная группа официально вышла из «БМ»). В годы афганской войны 1979–1989 годах эмиссары организации занимались вербовкой наемников и подготовкой боевиков среди религиозных экстремистов в специальных лагерях. В постсоветское время члены этой организации оказывали помощь соратникам – радикалам в Чечне и Дагестане, участвовали в боевых действиях против российских военных. После терактов 11 сентября 2001 года в США «братьев» обвинили в пособничестве террористам. Но позже ресурс Wikileaks сообщил, что «Братья-мусульмане» на переговорах с Вашингтоном пообещали принять активное участие в уничтожении «Аль-Каиды» в обмен на совместный контроль над всем Ближним Востоком.
В сотрудничестве между США, «братьями» и «Аль-Каидой» проявился цинизм американской политики на Ближнем Востоке – силу Вашингтон использует в своих целях, пока она выгодна, но, перестав быть такой, эта сила подлежит уничтожению – не секрет, что на первоначальном этапе боевиков «Аль-Каиды» финансировало ЦРУ, направляя их против советских военных в Афганистане. Подобный срок для «Братьев-мусульман», видимо, еще не пришел.
Олег Кусов
Источник: vestikavkaza.ru