В свое время режим Пилсудского раскалывал русских, вбивая клин между белорусами и великороссами с помощью т.н. пацификации. Сегодня идеологический аппарат режима Лукашенко делает по сути то же самое с помощью нацификации.
Несмотря на то, что о белорусской идеологии с момента провозглашения ее реальностью (2003 год) написано огромное количество книг, статей и т.п., данный материал является первой публикацией, показывающей реальную структуру идеологической вертикали президента Лукашенко и подоплеку ее функционирования.
В теории формально (по статусу) идеологическую сферу курирует заместитель главы администрации президента РБ по идеологии Александр Радьков, реально — курирующий социально-культурную сферу вице-премьерАнатолий Тозик.
На практике идеологическая вертикаль действует: — в формализованном виде включает помимо ньюсмейкеров от власти (сенаторы Николай Чергинец, Анатолий Рубинов, проректор президентской Академии управления Александр Ивановский и т.п.) обязательное существование в организации штатной единицы «идеолог», как правило, в должности заместителя руководителя предприятия, ведомства, или структуры, занимающейся «идеологической работой» в соответствии с нормативно-правовой документацией:
а) в структурах исполнительной власти, на всех предприятиях и производствах республиканского и местного подчинения (вертикаль идеологов курируется идеологическим управлением Администрации президента РБ и помощниками президента РБ по идеологии);
б) в силовых структурах республики (Министерство обороны, МВД, ОМОН, МЧС и т.д., с подчинением заместителям министров или руководителям государственных комитетов по идеологии). Идеологические конструкции, транслируемые в таком формате, воспринимаются в большинстве случаев на оперативном уровне и характера ценностей не имеют.
— в масс-медийном формате — государственные СМИ: печать (Павел Якубович), телевидение и радио (Геннадий Давыдько), информагентства (Дмитрий Жук, Андрей Шубадеров — по линии Минобороны РБ), курируют Администрация президента РБ (Александр Радьков), помощники президента РБ (Всеволод Янчевский, Наталья Петкевич — до недавнего времени), министерства информации (Лилия Ананич, Дмитрий Шедко), юстиции и (отчасти) некоторые из спецслужб (формирование информационной повестки, в значительной части распространяющееся и на негосударственные медиа). Сюда же, с определенными оговорками, относится и интернет-сфера «by» (Юрий Зиссер).
— в культурно-образовательном (смысловом) формате — через Министерства культуры (Павел Латушко, затем Борис Светлов) и образования (Сергей Маскевич) и подчиненные им структуры при органах исполнительной и распорядительной вертикали (РОНО, отделы культурно-просветительской работы при сельсоветах, творческие коллективы, общества охраны архитектурных памятников и т.п.). В белорусских условиях это наиболее завуалированный и в то же время действенный инструмент формирования массового сознания и его знаковой и символьно-смысловой перекодировки. Лишь один факт: бюджетом Республики Беларусь на прошлый год предусмотрено выделение Министерству культуры в 5 раз больше средств чем Министерству промышленности (980 миллиардов для Министерства культуры и 193 миллиарда для Минпромышленности). С 2008 года этот инструмент отдан криптонационалистам от власти, формирующим культурно-смысловой ландшафт республики в соответствии со своими представлениями (курирующий социально-культурную сферу вице-премьер Анатолий Тозик, министр культуры, затем посол РБ в Польше и Франции Павел Латушко, заместитель министра культуры РБ Тадеуш Стружецкий, директор Национальной библиотеки РБ Роман Матульский и др.).
Выхолощенность, некомпетентность, ангажированность, зачастую дремучее невежество белорусских идеологов, вкупе с многолетней активностью в смысловой сфере республики финансируемых Западом НПО, способствуют превращению фантазий уроженцев советских колхозов о Евросоюзе в образ «настоящей белорусской культуры» (несоветизированной) и политической традиции (с мифологизированных времен Полоцкого и Литовского княжества), метафоры «возвращение в Европу» — в культурно-цивилизационную задачу белорусского общества, что сочетается с многосторонним подчеркиванием «европейской сущности» и основ белорусской культуры. Одновременно с этим особое внимание уделяется снижению употребления русского языка во всех сферах общественной деятельности и государства — за счет административного расширения использования второго государственного (белорусского) языка — Министерство культуры реализует соответствующий протокол поручений президента А.Лукашенко.
Помимо устранения из визуально-смысловой сферы русского языка (в прошлом году судом Фрунзенского района г. Минска вынесен первый приговор и наложен штраф за использование русского языка), в реальной идеологической сфере (о которой многие записные идеологи порой даже не имеют понятия) имеют место следующие направления работы:
— акцентировка внимания в путеводителях, атласах и т.д. на архитектурном и прочем наследии Речи Посполитой (с одновременным ретушированием «неугодного» вроде православных храмов);
— подготовка в националистическом ключе туроператоров и гидов;
— перевод на белорусский язык воинских армейских уставов;
— закрепление в массовом сознании факта официального объявления русского населения Белоруссии нацменьшинством;
— поддержка из государственного бюджета польских школ, творческих коллективов;
— финансирование националистической кинодокументалистики, книгоиздания и т.д.
Как следствие, вся околоидеологическая возня в Республике Беларусь сводится к инициированию сверху и исподволь нарастающей антироссийской пропаганды и тотальной зачистке нерусофобских сил и настроений, являющихся единственной реальной альтернативой дальнейшей деградации и погружению в болото «этноисключительности».
Источник: belarus.regnum.ru