Не сильный президент защищает независимость Беларуси, а сильная, независимая Беларусь может продлить жизнь президента.
Демократическая, проевропейская часть белорусского общества встревожена растущими имперскими аппетитами Владимира Путина и надеется, что такую же тревогу переживает Александр Лукашенко.
Мы ищем сигналы или проявления этой президентской тревоги в каждом его решении, в каждом назначении. Уволил начальника Службы безопасности, который был его ближайшим телохранителем больше всего лет, — это сигнал. У телохранителя папа — советский офицер с российскими корнями, это опасно.
Убрал старого и верного министра обороны Жадобина – ну, это уж точно антикремлевский сигнал. Ничего, что назначил на его место такого же воспитанника российской военной школы, зато он родом из белорусской деревни, просто так москалям родную деревню не сдаст.
И вот уже мой товарищ, героический полковник Бородач из немецкого далёка призывает подставить плечо Лукашенко в деле защиты Беларуси от возможной российской агрессии. Мол, Лукашенко, конечно, диктатор, но родина важнее.
И потихоньку уже поддавливают европейские партнеры на лидеров оппозиции, потому что Беларусь важна для Польши и Литвы как транзит яблок и молока на Россию.
Еще бы президенту заговорить по-белорусски и тогда у оппозиции вообще не останется аргументов в разговоре с западными политиками. #БатькаНаш -готовы провозгласить даже белорусские националисты. Он, конечно, защищает исключительно собственную власть, но может быть и независимость при этом убережет?
Но все эти надежды напрасны.
Александр Лукашенко загнан в угол, и загнал он себя туда исключительно самостоятельно.
У него практически нет шансов вырваться из путинских объятий. Стоит ему лишь дернуться, как пресловутые зеленые человечки высадятся в Дроздах и мгновенно сделают свое интеграционное дело. Российские коммунисты и прочая маргинальные негодяи, на которую так надеется белорусский президент, его не защитят. Правда, пока никто аннексировать Беларусь и не собирается, потому что она и так — под плотным контролем.
Годами Лукашенко выстраивал систему, ориентированную на Россию. Армия, спецслужбы, милиция — все это подогнано под российские стандарты и тесно увязано с российскими системами.
В Беларуси нет ни одного офицера с западным образованием. Армией на всех уровнях командуют «совки» — воспитанники советской и российских школ, пропитанные советской и имперской идеологией.
Да, белорусские власти сейчас пытаются саботировать напор российской военщины. Военные базы разрешили поставить, но максимально затягивают решение элементарных вопросов. Но это работает, пока у русских руки не дошли. Как только дойдут руки до белорусского плацдарма, то все белорусские деревенские хитрости не сработают.
Конечно, Лукашенко в легкой панике. Он понимает, что если российский титаник вдруг пойдет ко дну, то мгновенно утащит за собой и его. Именно президента Беларуси, но не саму Беларусь. Можно вцепившись зубами вырвать еще одни президентский срок, но если в Москве начнется шухер, то и белорусская власть затрещит по швам. Бежать сыновьям будет некуда, только к арабам, а они не надежные партнеры.
Мне кажется, тревожные мысли о судьбе Коли заставляют нервничать Александра Лукашенко. Впервые за многие годы Лукашенко-старший чувствует конечность и своей жизни, и своей власти. Сколько еще осталось пировать — 5 лет, 10, 15? А если правдивы слухи о проблемах с сердцем? Сколько лет будет Коле, когда все рухнет? Кто позаботится о нем? Куда он сможет сбежать, где укрыться, с кем? А ведь есть еще и любимые внуки.
Лукашенко лавирует, но не вылавирует, если будет действовать так же примитивно, как всегда. Впервые за многие годы уравнение перевернулось.
Не сильный президент защищает независимость Беларуси, а сильная, независимая Беларусь может продлить жизнь президента. Или хотя бы его сыновей.
У Лукашенко нет денег. Россия в нынешних условиях может дать крохи. И заигрывания (на словах) Лукашенко с Западом вызвано желанием подстраховаться, получить немного западных денег вместо российских кредитов.
У Запад может протянуть руку помощи, но только не в обмен на разговоры и пустые обещания.
Что мешает Лукашенко завтра освободить несчастных политзаключенных? Их всего то пару десятков человек. Он торгуется судьбами людей? Он ждет удобного для себя момента? «Хватит с нами заигрывать и играть! Хотите серьезного разговора, надежды на помощь? Освободите всех политзаключенных без всяких условий!» — только так западным дипломатам следует с ним разговаривать. Лукашенко понимает исключительно язык силы.
Набор его действий достаточно прост и понятен. Никто не ставит вопрос про его отставку, но, например, освободить политзаключенных он должен без всяких условий.
Нет? Пусть тогда продолжает болтаться между Европой и Кремлем, все равно Россия будет держать его мертвой хваткой. Не стоит тратить авансом силы на Лукашенко. Следует сконцентрироваться на помощи Украине. Придет время и Беларуси, причем, быстрее, чем мы с вами думаем.
И нам не следует сильно уж возбуждаться и, тем более, жалеть Лукашенко. Он нас не жалел и не пожалеет в будущем.
Павел Шеремет
Источник: belaruspartisan.org