Сейчас все мы живём в ожидании величайших открытий… Всё подготовлено к этому!

25 ноября 2014 года на сайте «Популярная механика» появилась статья «Большой адронный коллайдер обнаружил два новых бариона» , в которой сообщалось, что «в ходе экспериментов на Большом адронном коллайдере исследователям удалось открыть две ранее неизвестных субатомных частицы».

ИА REX обратилось за комментарием к доктору наук Геннадию Волкову

ИА REX: Геннадий Германович, Как вы относитесь к этому заявлению швейцарского ЦЕРНа?

В настоящее время этот результат можно считать рабочим, и он уже не вызывает у меня таких эмоций как раньше.

Открытие этих замечательных и красивых барионов полностью согласуется со спектроскопией мезонов и барионов, основанной на существовании 6-(2X3)- кварков, образующих так называемые 3-поколения

( u- d), ( c-s), ( t-b).

С кварковой моделью происходят загадочные явления. Теоретически кварки были введены ещё в 1964 году Гелл-Манном и Цвейгом, и уже в начале 1965 года советские физики Н. Боголюбов, Б. Струминский и A. Тавхелидзе обобщили эту модель, приписав кваркам 3-цвета. Но в 1967-68 годах случился удивительный конфуз, когда на самом большом в те времена протонном ускорителе в Серпухове с энергией 70 миллиард электрон-вольт, несмотря на самые тщательные поиски экспериментаторов, кварки так и не были обнаружены?! Через несколько лет с этим конфузом встретились и физики ФНАЛа США и ЦЕРНа, которые на своих протонных ускорителях при более высоких энергиях также не обнаружили существование кварков в свободном состоянии?!

Природа или Господь преподнесли загадку, которую физики не могут разрешить до сих пор. Адроны- мезоны и барионы -, которые составлены из кварков, существуют, а сами кварки стыдливо прячутся в недрах адронов. Есть ряд идей объяснения такого явления, но об этом в другой раз.

ИА REX: Каково Ваше личное участие в подобных программах, поскольку, как известно, Вы работали в ЦЕРНе?

Я начал изучать физику массивных кварков и, соответственно ,адронов, из которых они составлены еще в 1975году в Институте Физики высоких энергий, где я работал в Лаборатории Нейтринной Физики под руководством замечательного специалиста-профессионала в нейтринной физике Е. П. Кузнецова.

Нейтринная физика тесно переплетается с физикой 6-кварков через одну из центральных проблем современной физики частиц — проблема существования в нашем мире трёх кварк-лептонных поколений. Наш мир существует в трёх репликациях! Мы уже сталкивались с аналогичным вопросом в 1928-1932 годах о существовании двух репликаций вещества — материя и анти-материя. Последняя была открыта теоретически и экспериментально Дираком и Андерсеном в 1928 и 1932 годах, соответственно. Несмотря на различные спекуляции до сих пор стоит открытым вопрос «куда исчез анти-мир?»

А тут ещё в 1936 году из Космоса прилетела совсем неожидаемая частица, которая по своим свойствам кроме массы полностью повторяла электрон… Потому её и называют физики тяжёлым электроном, и которая впоследствие получила название мюона. Её тоже обнаружил Андерсен . Эта загадочная частица долго не давала физикам покоя- зачем она понадобилась всевышнему ? Но Космос сделал ещё одну подсказку физикам и прислал в 1948 году очередной подарок — новые мезоны, c какими-то необычными свойствами, за что их и прозвали странными.

В результате в 70-х годах уже появилось ясное очертание о существовании новой 3-ной репликации мира.

Соответственно, согласно этой картине мы имеем три типа нейтрино. Приглашение меня в ЦЕРН в 1998-2004 годах и было связано с моими достижениями и неудачами в сфере решения этих уникальных проблем — почему для образования нашего Мира Всевышнему понадобились два числа — 2 и 3 ? В течение моей работы в ЦЕРНе главные мои позитивные сдвиги были связаны с поисками новой геометрии нашего Мира, прогресс в изучении которой и привёл меня к идее о неполноте теории относительности и, соответственно, к решению главного её парадокса о невозможности распростаняться веществу быстрее скорости света! Нейтрино стал кандитатом на проверку этой идеи. Наступили для меня тогда в ЦЕРНе чёрные дни…

Как следствие взаимодействия темноты и света руководство ЦЕРНа не разрешило начать эти эксперименты группе, возглавляемой блестящим физиком-нейтринщиком Владимиром Аммосовым, который с энтузиазмом воспринял мои идеи и во главе своей группы предложил ряд нейтринных экспериментов, в которых можно было бы зафиксировать сверхсветовой сигнал. По нашему мнению руководство ЦЕРНа сделало огромную ошибку лишив группу Аммосова участвовать в таких экспериментах группы ОПЕРА, которая начала готовить их в 2006 году и которaя, потратив огромные ресурсы, закончила их неудачей в 2011-2012 годах.

Здесь соединились вместе излишние амбиции руководителей, которые выразились в прямом неуважении к авторам идей и проектов и, конечно, непонимание тонкостей подобных экспериментов! Ведь они имели дело с нейтрино, а нейтрино вещь тонкая!

ИА REX: В чём практическая ценность данного открытия?

На этот вопрос я уже почти ответил.

Я только хотел бы добавить, что программа физики массивных кварков, проводимая на LHCb несомненно выигрышная. Основы физики рождения, распадов и осцилляций нейтральных мезонов, нарушения СР — СРТ- симметрий- были разработаны ещё почти 35 -40 лет назад, и вот через столько лет мы дождались того времени, когда идёт масштабное наступление на изучение огромного класса процессов и получение банка данных по всей физике массивных адронов, в которых присутствуют сharm-c и b-bottom-кварки!

ИА REX: Что актуально в настоящее время в этом разделе? Как называется этот раздел физики? Имеются ли подобные открытия у российских учёных?

Этот раздел называют по-разному в зависимости от целей, которые преследуют физики. Наиболее часто он именуется как физика массивных кварков и их свойств.

В настоящее время актуально изучение пространственно-временных свойств геометрии нашего Мира с помощью массивных кварков.

Актуальна проблема трёх поколений в кварковом секторе и что она означает для понимания образования видимой Вселенной, в которой существуют три класса фундаментальных частиц — кварки, заряженные лептоны, нейтрино.

Полная информация по кварковой структуре адронов подсказывает очень интересную идею, что кварки не являются самыми фундаментальными объектами, и физикам надо идти дальше — искать праматерию, обнаружение которой смогло бы дать ответ на вопрос почему кварки могут существовать только внутри адронов, что позволит решить другую наиважнейшую проблему — поиски единого механизма распада протона и электрона!

По поводу участия наших физиков в физике массивных кварков надо прежде всего отметить пионерские работы по изучению механизмов осцилляций нейтральных массивных D(0)-anti D(0), В_d(0)-anti В_d(0) ,

В_s(0)-anti В_s(0-) мезонов и СР-нарушения в указанных переходах ,которые проводились группой учёных: А. Батырев, А. Липартелиани, В. Монич, Ю. Никитин, Б.Cтруминский, в которую входил и ваш покорный слуга в 1976-1983годах! К сожалению, наши отечественные молодые физики, участвующие в экспериментах LHCb-, ATLAS-, SMS- даже не ссылаются на эти работы, хотя именно эти физики впервые правильно оценили и предсказали амплитуды указанных процессов и фактически внесли огромный вклад в понимание и разработку этих процессов. Ядважды выступал с рапортёрскими докладами на сессиях отделения Ядерной Физики АН СССР в 1979-1980 годах, моя докторская диссертация ( 1985 год) была основана на этих результатах, в успешной защите которой сыграли решающую роль поддержка двух лауреатов Нобелевской премии Самуэля Янга и Абду Салама, c которыми мне повезло встретиться на Рочестерской конференции в Лейпциге в 1984 году.

То время ещё было наполнено романтикой!

Но и сейчас все мы живём в ожидании величайших открытий… Всё подготовлено к этому!

Жаль только, что Россия в очередной раз останется только наблюдателем этих великих открытий. Наши учёные-руководители уже 40 лет предпочитают работать на развитие науки там на стороне, в чужих странах — ведь выгоднее, и никакой ответственности!

Волков Геннадий Германович

Источник: iarex.ru


Читайте также:

Добавить комментарий