Эффект от однодневного визита президента РФ Владимира Путина в Турцию превзошел все ожидания. Возможно, важнейший из множества вопросов, на которые сейчас все пытаются найти ответы, заключается в том, какой масштаб в предстоящий период приобретет энергетическое сотрудничество России и Турции.
Посыл Путина был, очевидно, направлен на развитие турецко-российских отношений, которые, начавшись в период национально-освободительной борьбы Турции во главе с Ататюрком, в определенный момент прервались из-за политики Сталина, а затем никак не могли выйти на свой подлинный курс.
В ходе наполненного сюрпризами визита Путин не дал названия только одному объединению, что, разумеется, было весьма уместно. В противном случае стало бы очевидно, что итоги этого визита указывают на становление определенного «евразийского союза». Но его появление — лишь вопрос времени.
Этот новый процесс, при котором в центре отношений находится энергетика, несомненно означает, что кошмар, тяготивший Запад на протяжении последнего столетия, начинает сбываться. Но главный ужас для западных стран состоит в том, что этот кошмар будет далеко не последним.
Обратимся к вопросу турецко-российских отношений. Когда в наши дни в гораздо более масштабной форме стали возникать угрозы, с которыми Турция и Россия уже сталкивались в 1920-х годах, в исторической памяти Анкары и Москвы это, по всей видимости, создало эффект дежавю.
В этой новой атмосфере угроз в контексте Кавказа, а затем Черного моря и Ближнего Востока, которые были нацелены на то, чтобы втянуть каждую из двух стран в гражданскую войну и процесс балканизации, у обеих держав вновь сработали «глубокие рефлексы».
В этой связи ничуть не случайно, что отношения, которые после потрясений 1938 года были прерваны в 1945-м году, а затем уже не могли обрести прежнего качества, после терактов 11 сентября стали стремительно возвращаться к своим историческим кодам. В воздухе стала витать идея союза на основе евразийского сходства.
Поэтому подписанный в ноябре 2001 года План действий по развитию сотрудничества между РФ и Турцией в Евразии стал некой дорожной картой, в соответствии с которой стороны договорились, несмотря ни на что, не вступать в конфликт. А к 2010 году благодаря этой карте отношения получили новый импульс развития.
Анкарские события показывают, что реализация целей, поставленных в 2010 году, была ускорена, и процесс вот-вот вступит в завершающую стадию. Следовательно, мы становимся свидетелями возникновения «союза других», который существенно изменит курс глобальной борьбы сил.
Основу этого объединения, бьющего по самому больному месту Запада, составляет многомерная «энергетическая безопасность». Последний ход Путина по части «Южного потока», на самом деле, не является ничем иным, кроме как попыткой привлечь на свою сторону крупнейший козырь, который Запад сам пытается использовать против России. Строго говоря, Россия желает лишить Запад альтернативы.
Это ход, в результате которого в выигрыше, в основном, остается Россия. Благодаря этому маневру последних минут Россия, с одной стороны, не теряет Турцию, с другой — продолжает с ее помощью сохранять монополию в энергетике. По оси тюрко-исламского мира здесь присутствует мультипликационный эффект. Его вовлечение в данный процесс способно в один момент разрушить все существующие в мире уравнения и балансы.
Вне всякого сомнения, без Турции политика Запада в области энергобезопасности означает проигрыш во всех регионах! Сначала на Кавказе, Ближнем Востоке, Балканах, в Восточном Средиземноморье, Черном море, а затем и в Иране, Афганистане, Средней и Южной Азии.
Поэтому когда российский лидер заявляет, что из-за позиции ЕС проект «Южный поток» отменяется, при этом Россия готова обеспечить спрос Турции на энергоносители и создать новый трубопровод, это еще достаточно скромно по сравнению с теми вероятными эффектами и потерями, что были упомянуты выше!
Никогда не стоит забывать, что к этому процессу могут присоединиться Германия и Иран. По крайней мере, с точки зрения Ирана это выглядит вполне вероятным. Кроме того, желание, возникшее на повестке дня в начале 2000-х годов на конференции в Стамбуле, практически сбывается из-за политики США (Запада), которая совсем не внушает доверия.
Изначально претворение этого проекта в жизнь идет вразрез с интересами США (Запада), но, с другой стороны, с точки зрения всего мира его можно рассматривать как вероятность возникновения своеобразной «буферной» силы между США (Западом) и Китаем.
В ответ на возможные попытки саботировать этот проект не следует игнорировать инструменты, которыми располагают Турция и Россия. Сейчас огромную роль буду играть дополняющие друг друга особенности двух стран, а также позиция других региональных и глобальных сил, поддерживающих идею многополярного мира.
Учитывая все происходящие в этой связи события, можно утверждать, что Турция и Россия запустили очень сложный и щекотливый процесс во внутренней политике. Политическая история знает немало примеров, где это кончилось неудачей. Вспомним, например, незавершенные усилия Мендереса (премьер-министр Турции с 1950 по 1960 годы, в результате переворота 1960 года смещен со своего поста, отдан под суд и приговорен к казни — прим.пер.).
Мехмет Сейфеттин Эрол
Источник: inosmi.ru