Скоро не останется, пожалуй, ни одного города, жители которого имели бы право самостоятельно избирать своего градоначальника. Планомерно сворачиваются и всенародные выборы губернаторов. Но массовых протестов обеспокоенных граждан по этой причине не наблюдается. В отличие от гражданского движения 2011–2012 годов, народ идет митинговать не за честные выборы и само право избирать, а за свои социальные возможности. Политический протест сменился экономическим, говорят эксперты. И новые оппозиционные реалии могут стать для власти куда более болезненными.
Депутаты Ярославской областной думы на будущей неделе должны рассмотреть законопроект об отмене прямых выборов мэра Ярославля. В ближайшее воскресенье в городе пройдет согласованный митинг против этой инициативы. «Отмену выборов проводят в режиме спецоперации. Местному телевидению запрещено обсуждать эту тему», – написал в своем блоге один из инициаторов мероприятия, депутат Ярославской облдумы и сопредседатель РПР-ПАРНАС Борис Немцов.
В комментарии «НИ» соратник Немцова, член бюро партии Илья Яшин, который находится в Ярославле и занимается подготовкой акции, сказал, что даже среди единороссов есть сторонники прямых выборов. «Митинг должен стать весомым аргументом в дискуссии», – считает оппозиционер.
Также в эти выходные акции «Вернем выборы мэра» пройдут в Удмуртии. 6 декабря – в Ижевске и Глазове, 7 декабря – в Сарапуле. Члены удмуртских отделений РПР-ПАРНАС, «Яблока» и «Партии прогресса» требуют пересмотреть положения Закона «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» и вернуть народу право самостоятельно выбирать глав городов путем прямых выборов.
Напомним, согласно федеральному законодательству, способ формирования муниципальной власти сейчас определяют региональные заксобрания. До старта реформы местного самоуправления (МСУ) в 2014 году в большинстве субъектов главы администраций городов и так назначались местными думами и советами. По новым правилам главенствующая роль при отсутствии прямых выборов теперь даже официально отводится губернаторам. За последние месяцы воспользовались возможностью перейти на новую схему еще более чем в десяти российских региональных центрах: Махачкале, Ростове-на-Дону, Астрахани, Самаре, Ульяновске, Архангельске, Чите, Владивостоке, Горно-Алтайске, Нарьян-Маре, Красноярске. В Самаре на минувшей неделе уже успели назначить нового главу – взамен сложившего полномочия ранее избранного градоначальника. Процедура прошла в тиши зала гордумы: без дебатов и предвыборной борьбы. За лидера регионального отделения «Единой России» Александра Фетисова местные парламентарии проголосовали единогласно.
На данный момент прямые выборы сохранены менее чем в двух десятках субъектов, но не исключено, что список в ближайшем будущем сократится еще. По мнению Ильи Яшина, сейчас есть установка из столицы на сворачивание возможности прямого волеизъявления и, следовательно, купирование шансов оппозиции на мэрство. Так, свердловский губернатор Евгений Куйвашев продвигает реформу, в соответствии с которой Екатеринбург может быть преобразован в городской округ с внутригородскими округами. В каждом из этих округов будет свой совет депутатов, делегаты которого сформируют думу города, ее спикер будет также выполнять обязанности градоначальника. Выбирать его будут сами депутаты. Встраивается в общероссийскую повестку и орловский губернатор-коммунист Вадим Потомский. Несмотря на то, что КПРФ выступает за всенародные выборы, «оппозиционный» глава области проводит коренную реформу МСУ, предусматривающую отмену прямых выборов глав всех муниципалитетов и передачу ряда полномочий с местного на региональный уровень. Более того, в регионе ликвидируются выборы даже депутатов райсоветов – они будут назначаться путем делегирования от сельских поселений.
Повсеместная отмена выборов мэров если и встречает сопротивление со стороны общества, то не настолько сильное, чтобы переломить тренд. В Астрахани в конце ноября на митинг протеста собралось около 150 человек. В Чите аналогичная акция ранее собрала всего 10 участников. Возможно, исключением из общей малочисленности станет Ярославль, где традиционно сильны протестные настроения. Но в целом на картину сдачи «демократических завоеваний» практически без боя это вряд ли повлияет.
Как показывает практика и результаты соцопросов, ущемление гражданских и политических прав все меньше заботит массы населения. Но это не значит, что протестная активность сходит на нет. Люди все чаще выходят на улицы, но уже под социально-экономическими лозунгами. Так, неделю назад самый массовый за последнее время митинг прошел в Волгограде.
Около 800 рабочих «Химпрома» требовали предотвратить массовые увольнения при закрытии предприятия и обеспечить меры безопасности при остановке особо опасного объекта. В резолюции митинга сказано: «В сегодняшней экономической и политической ситуации сознательно ликвидировать единственные в РФ производства, не построив новые, более современные, – это подрыв экономической и промышленной независимости, безопасности государства, снижение его обороноспособности. Выпускаемая предприятием продукция пользуется устойчивым спросом на рынке России и за рубежом. Безвозвратная потеря указанных производств повысит зависимость нашей страны от импорта». Кроме того, собравшиеся выразили претензии главе области Андрею Бочарову – его обвинили в бездействии.
На ноябрьском митинге в Архангельске более тысячи человек потребовали отставки губернатора Игоря Орлова, так как он якобы «врет» президенту об исполнении майских указов. В Тульской области главным оппозиционером на время стал пенсионер Владимир Ульянов. После того как ему отказали в получении жизненно важных для него лекарств, он объявил голодовку. Уже к вечеру первого дня индивидуальной акции региональный минздрав выдал мужчине все необходимые препараты, причем бесплатно.
В ближайшее время в российских городах должны состояться еще несколько крупных протестных мероприятий. В Саратове 13 декабря заявлен митинг объединенной оппозиции: КПРФ, РПР-ПАРНАС, «Российского общенародного союза» и движения «СоцКонтроль». Они намерены выступить против «закона Ротенберга», роста цен, а также за принятие закона «О детях войны» и за ратификацию статьи 20 Конвенции ООН против коррупции. «Пришло время объединяться! Пришло время доказать, что мы являемся настоящими гражданами и хозяевами своей страны!» – заявляют в оргкомитете. В Петрозаводске людей на митинг 6 декабря зовут профсоюзы. Цель мероприятия – выразить несогласие с политикой правительства России, которое решило лишить северян и жителей приравненных к Крайнему Северу территорий льгот, северных надбавок и гарантий.
Все это позволяет говорить о росте протестного потенциала. Между тем запущен процесс нивелирования одного из главных достижений массового гражданского движения 2011–2012 годов – всенародных выборов губернаторов. Так, вчера депутаты Законодательного собрания Ненецкого автономного округа (НАО) приняли поправки в устав региона, которые отменяют прямые выборы главы региона. Избираться глава НАО станет депутатами окружного собрания из числа кандидатов, предложенных президентом России. «Назначение будет способствовать сохранению стабильности, укреплению вертикали власти, принятию взвешенных решений в непростой для страны период», – заявил председатель собрания депутатов НАО Анатолий Мяндин. Ранее по такой же процедуре от выборов отказались в двух автономных округах Тюменской области – ЯНАО и ХМАО.
Но если где-то свободы убавляется, значит, в другом месте нужно немного прибавить. Видимо, такой логикой руководствуются власти. Так, со следующего года малые партии получат больше шансов на попадание в законодательные органы власти субъектов РФ. Запущен процесс по повсеместному снижению минимального процента, который должна набрать на выборах та или иная партия для создания своей фракции. Однако эксперты сомневаются, что изменения существенным образом повлияют на расширение политического представительства. Кроме того, останется равнодушным к либерализации и электорат – его волнуют уже другие проблемы.
В конце прошлой недели депутаты Воронежской областной думы по инициативе «Единой России» внесли изменения в региональный избирательный кодекс. Ранее в областном законе было установлено, что проходной барьер для партийных списков на выборах в Воронежскую думу составляет 7%, теперь он должен снизиться до 5%. Ближайшие выборы в облдуму должны состояться в Воронеже в сентябре 2015 года. На будущий единый день голосования запланированы также парламентские избирательные кампании еще в десяти российских субъектах. Проходные барьеры для выборов по партийным спискам ранее почти везде были максимальными настолько, насколько это позволяло федеральное законодательство.
В скором времени все регионы должны снизить проходной барьер до 5%, отмечает в комментарии «НИ» сопредседатель Совета движения в защиту прав избирателей «Голос» Григорий Мельконьянц. «Это максимальная планка, установленная в мае этого года федеральным парламентом. Субъекты должны привести свою законодательную базу в соответствие с общероссийской», – говорит эксперт. По мнению одного из руководителей «Голоса», в текущих условиях проходной барьер на выборах в региональные парламенты следовало установить даже еще ниже: например, на уровне 3%. Закон это сделать позволяет. Вместе с тем даже низкий барьер не может стать гарантией того, что оппозиционные партии получат в законодательных собраниях свои представительства, если их продолжат, как и раньше, не допускать до участия в выборах, обращает внимание собеседник «НИ».
Политолог Дмитрий Орешкин в разговоре с корреспондентом «НИ» допускает, что снижение барьера способно открыть дорогу в региональные думы ярким представителям непарламентской оппозиции. Но далеко не везде. «Некоторые губернаторы понимают, что могут отрываться от реальности и иметь одного-двух оппозиционеров в составе собрания – это не страшно. Так в отдельных случаях даже проще манипулировать депутатским корпусом, особенно в тех случаях, когда «Единая Россия» не ориентирована в первую очередь на главу субъекта», – полагает политолог. Но подобные политические реформы не стоит переоценивать, так как системных изменений они за собой не несут, убежден г-н Орешкин.
Народу до выборов в последнее время нет дела, люди убедились, что, будь честные выборы или нечестные, все равно ничего не меняется, полагает гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. «Но начинает довлеть социальная составляющая. Доминирует холодильник. Если он пустеет, то надо идти митинговать», – объясняет эксперт логику граждан. Г-н Хомяков прогнозирует еще больший всплеск социально-экономических акций протеста. «Они для власти даже более опасны, чем чисто политические. Если политический пар легко выпустить, упростив, например, правила регистрации партий, то с экономикой сложнее», – считает политолог. Он говорит, что чиновники сами зачастую переводят социальные митинги в политическую плоскость – так для них проще и спокойнее. «А это уже губительно для власти», – резюмирует Валерий Хомяков.
Сергей Ежов
Источник: og.ru