Они отождествляют игру не с военными сражениями, а со своей ежедневной работой, где важно уловить мельчайшие детали погоды, предугадать, куда пойдут олени, откуда могут появиться хищники.
Этнографы Кунсткамеры (Музей антропологии и этнографии, МАЭ РАН) выяснили причины широкой популярности шахмат и мастерства игроков среди оленеводов Сибири — Алтая, Эвенкии, Чукотки, Таймыра.
«Популярность игры объясняется ее слиянием со старинными культами и профессиональной деятельностью оленеводов. Шахматы пришли в Сибирь двумя путями — с их родины Индии, через Монголию, и с русскими путешественниками, и стали повсеместным увлечением среди народов Сибири, занимающихся отгонным скотоводством», — сообщил корреспонденту ТАСС заведующий отделом этнографии Сибири Кунскамеры Владимир Давыдов.
По его словам, во время исследования распространенности шахмат среди северобайкальских эвенков он обнаружил, что в шахматы играют все без исключения оленеводы, которых он встречал. Паузы в работе между перекочевками оленьих стад располагают к шахматной игре, уточнил исследователь. Она обычно начинается после обеда и чая. «Кроме шахмат в ходу нарды, шашки, игральные карты, но в шахматы, а на местном наречии название игры звучит как «шатра», играют обязательно и на очень хорошем уровне. Нередки случаи, когда оленеводы обыгрывали шахматистов, имеющих разряды. Я и сам неоднократно проигрывал моим собеседникам из числа оленеводов», — рассказал исследователь.
Отождествление с обычной жизнью
Владимир Давыдов уточнил, что полевые исследования выявили отождествление оленеводами баталий на шахматной доске не с военными сражениями, как у жителей городов, а с «ежедневной работой оленеводов, где важно уловить мельчайшие детали погоды, предугадать, куда пойдут олени, откуда могут появиться хищники и где лучше расставить на них капканы». Отдыхая, оленеводы продолжают за шахматной доской оттачивать профессиональные навыки.
В ходе исследований ученые сделали вывод, что связь между шахматными фигурами и традиционными фигурками из хлебного мякиша, толокна, теста, глины и сыра, которые традиционно использовались жителями южной и северной Сибири для обращения к божествам по праздникам или в случае болезни, а также для удачи на охоте — не случайна. «Набор ритуальных и шахматных фигур один и тот же — мужчина (король), женщина (королева), кони (конь), коновязь (ладья). Они олицетворяют домохозяйство, — говорит Владимир Давыдов. — Связь между ними идет через образ жизни оленеводов — и домашний быт, и игру они связывают с природным ландшафтом и происходящими на нем событиями — погодными сложностями, борьбой с хищниками, стремлением оградить дом и стадо оленей от неприятностей».
Советская школа шахмат
Помимо мировоззренческих и религиозных причин, феномен повсеместной популярности шахмат среди оленеводов ученые объясняют также и советской традицией образования, когда шахматные кружки были доступны каждому ребенку. «Два пути проникновения шахмат в Сибирь, их отождествление с профессиональными буднями и связь с культовыми фигурками вкупе с сильной советской шахматной школой объясняют как чрезвычайную популярность шахмат среди оленеводов, так и их мастерство», — заключил Давыдов.
Исследования на Алтае, на севере и юге Сибири проводились на протяжении семи последних лет, в том числе при грантовой поддержке Российского научного фонда.
Источник: itar-tass.com