Завершилась интрига, которая взбудоражила очень многих еще весной этого года. Руководитель госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов и гендиректор входящего в него оружейного концерна Алексей Криворучко объявили: символы русского оружия выбраны.
Напомним, в мае сообщалось, что прежняя символика, олицетворявшая автоматы серии АК и вообще все оружие, выпускавшееся на «Ижмаше», устарела. Недавно назначенное руководство только что созданного концерна заявило о начале работ над новой символикой и над новым дизайном своего сайта. На разработку бренда выделили 20 миллионов рублей.
Помнится, это удивило даже заместителя председателя правительства Дмитрия Рогозина. Он тогда сказал, что само имя Калашников давно стало мировым символом, а стилизованный контур его узнаваемого автомата и есть лучший мировой бренд. И, наверное, заявил Д. Рогозин, немалую сумму можно было бы потратить на что-то более существенное.
Однако руководители концерна остались тверды в своем намерении. Деньги они – очень богатые люди – выкладывали из собственного кармана, а не брали из госбюджета. Тут, как говорится, своя рука владыка – на что хочу, на то и трачу. К тому же известно, что театр начинается с вешалки. И уж если в стране решили построить новый театр — в данном случае создать новый оружейный концерн — то начинать надо с организации внешнего вида, гардероба и той самой вешалки, по которой некоторые люди только и оценивают репертуар театра и игру его актеров.
Выиграл конкурс на дизайнерские поиски Центр стратегических коммуникаций «Апостол», которым руководит Тина Канделаки.
А. Криворучко так прокомментировал решение ведущих акционеров концерна разработать новый бренд и новый сайт: «Создание глобального бренда – это фундамент стратегии любой компании, нацеленной на международный успех и агрессивную экспансию на мировых рынках. Для концерна «Калашников» – одного из ведущих стрелковых холдингов в мире – потребность в обновлении бренда и создании платформы глобального позиционирования сегодня актуальна как никогда. Мы намерены вернуть бренду «Калашникова» былое величие, укрепить престиж компании и принципиально усилить звучание имени легендарного оружейника в России и за рубежом».
Т. Канделаки тоже отнеслась к новому делу со всей ответственностью: «Ребрендинг концерна для нас – огромная ответственность. «Калашников» – это один из самых мощных отечественных брендов, символ российской инженерной мысли. Команда «Апостола» обладает необходимыми компетенциями и экспертизой для реализации масштабного проекта по ребрендингу концерна. Мы полностью разделяем цели и стремление руководства «Калашникова» сделать успешный продукт, который будет отвечать уровню международных амбиций концерна и соответствовать величию легендарного бренда».
Сказали – и принялись за работу. Услуги «Апостола» включали в себя такие сложные процессы, как «проведение исследования и анализа бренда, создание его платформы, дизайна и брендбука, а также разработку системы нейминга выпускаемых концерном продуктов».
Вряд ли технари, создатели лучших в мире автоматов, знают, что такое «брендбук» и «нейминг выпускаемых продуктов». Но, если это поможет вывести оружейную отрасль России из кризиса, в который она погрузилась еще в девяностые годы, почему бы не попробовать. Тем более что за дело платит частный капитал.
И вот свершилось! В торжественной обстановке на пятом этаже здания Центрального телеграфа в Москве состоялась презентация, на которую прибыло руководство «Ростеха», концерна «Калашников», «Рособоронэкспорта» и представители Военно-промышленной комиссии, отвечающие за создание стрелкового оружия.
Сама презентация оставила смешанные чувства: гордости за наших оружейников и ощущение какого-то идеологического сумбура.
Торжество происходило в очень обшарпанном помещении, облупленные стены которого были завешаны плотной тканевой драпировкой. На подобие сцены вышел актер в подобии офицерской шинели времен Первой мировой войны. Трагическим голосом он прочитал отрывок из «Дней Турбиных». В нем выражалось сожаление белого офицерства о том, что они не смогли предвидеть ни революции, ни последовавшего хаоса и неизбежной затем гражданской войны. На Россию того времени наваливалась «вечная тьма», у всех возникало чувство неопределенности и какой-то безнадежности. Очень актуально прозвучали слова М. Булгакова о том, что характерным явлением тогда были «центробежные устремления окраин, противодействие местных самоуправлений и саботаж городской демократии». А народ, как казалось, превратился в «навоз, пригодный лишь для удобрений западного континента».
Как перекликается с современностью! В этом контексте даже грязные стены презентационного зала смотрелись символично. А финальная фраза монолога вообще не могла оставить равнодушной: «К счастью, мы принадлежим хоть и к умученному, но великому русскому народу»…
Ну а после неожиданного пролога, не имеющего никакого отношения к знаменитому оружию, началось главное.
Аплодисменты. И, наверное, как образ «великого русского народа» появился… Вы не поверите! «Черный квадрат» Казимира Малевича, точнее – бренд российской государственной корпорации «Ростех», за создание которого были заплачены огромные деньги. Суть его такова: квадрат, обрамленный как бы разлетающимися то ли стрелами, то ли углами, которые должны символизировать неудержимое стремление передовой отечественной промышленности к развитию и постоянному расширению своих возможностей.
Особенность в том, что если квадрат накладывается на белый фон, то он, соответственно, белый с черным обрамлением. Если на черный то – квадрат черный, а белые рамочные углы воспринимаются как стилизованные буквы «К». Это, видимо, в память Казимира Малевича. Во время презентации брендов концерна «Калашников» бренд «Ростеха» красовался на черном фоне и выглядел почти точной копией знаменитой картины выдающегося, как многие считают, художника.
А теперь — собственно о представленных брендах.
Символом концерна «Калашников» стал квадрат: красный внутри с черным обрамлением (на фото). В двухцветном траурной расцветки квадрате треугольный вырез. По мысли авторов, получилась стилизованная буква «К». Ну, очень стилизованная, прямо сказать.
Боевое оружие под маркой «Калашников» будет обозначаться товарным знаком в виде большой белой буквы «К» в сером квадрате. Любовь к квадратам у «Ростеха» прямо-таки революционно-патологическая: «Я с детства не любил овал, квадрат я с детства рисовал». Одна из составляющих буквы выполнена в виде магазинного рожка. Говорилось, что такой рожок однозначно отождествляется с автоматами, созданными М.Т. Калашниковым. Нет, не он изобрел изогнутый рожковый магазин, поэтому как раз однозначного отождествления кривого символа с именем великого русского оружейника нет. Впрочем, может, такая примитивная ассоциация действительно приживется.
Но вот с другими брендами – «полный абзац», если цитировать фильм «Ширли-мырли». Как говорил М. Булгаков в начале ХХ века, так, похоже, и в начале XXI века пора вспоминать о «великом, но умученном». Умученном конкретным желанием «сделать все, как в Европе». Иначе как объяснить, что мировыми символами русского оружия стали слова в английском написании?
Охотничье оружие концерна «Калашников» теперь будет выпускаться под маркой «BAIKAL». Слово написано по-английски несколько витиевато, прописными буквами. Это понятно – охотники – известные витии. Спортивное оружие станет обозначаться латинским шрифтом в строгом технократическом стиле: «IZHMASH».
Все это придумал «Апостол» за 20 миллионов, причем во времена, когда рубль стоил дороже.
Упреждая все естественные вопросы, Т. Канделаки твердо заявила: мы работали. В качестве примера очень напряженной работы она привела тот факт, что нанятые дизайнеры и специалисты по маркетингу объехали полмира, изучая символику ведущих производителей стрелкового оружия.
Неловко говорить, но за гораздо меньшие деньги можно изучить эту символику, не выходя из дома, при помощи компьютера и интернета. Заплатить только провайдеру, рублей примерно по 500 в месяц. Но половину земного шара объехать – это, конечно, круче.
На фоне брендов в английском написании все дифирамбы в адрес русского самородка Михаила Тимофеевича Калашникова и непревзойденности русского оружия выглядят откровенным лицемерием. А может быть, это, если вспоминать процитированного на презентации М. Булгакова, «противодействие местных самоуправлений (в лице руководителей корпораций и концернов – С.М.) и саботаж городской демократии»?
С моей же точки зрения, это просто от скудоумия, недомыслия и стремления как можно скорее поделить совершенно халявные деньги. Про Родину и «великий русский народ» с его не менее великим русским языком думать таким людям в ситуации, когда рубль стремительно дешевеет, просто некогда. Сейчас им надо быстро освоить еще 20 миллионов рублей — для создания дизайна сайта концерна «Калашников». Не наших с вами рублей, а частных, буржуйских. Только вот откуда эти миллионы у отечественных капиталистов?
И зря они пресмыкаются перед англоговорящим миром. Западные журналисты и новые бренды, и саму презентацию уже осмеяли.
Как заметила британская «Гардиан», «концерн «Калашников» получил новый черно-красный логотип из букв С и К (не путать с Calvin Klein). Красная буква «К» означает сам автомат Калашникова. Это больше похоже на логотип какого-нибудь супермаркета или аптечной сети…».
Зато стоимостью в 20 миллионов рублей.
Сергей Михайлов
Источник: stoletie.ru