Украина первой нарушила Будапештский меморандум! Чтобы добиться мирового признания нынешнего российского статуса Крыма и Севастополя необходимо задним числом оформить аренду полуострова Украиной и решить вопрос о компенсации за 23 года пользования российской территорией.
Об этом заявили участники группы «Крымская инициатива» первый Президент Республики Крым Юрий Мешков и экс-спикер крымского парламента Евгений Супрунюк на пресс-конференции в Симферополе, посвящённой 20-летию подписания Будапештского меморандума.
Напомним, что Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия — международный договор, заключённый ровно 20 лет назад – 5 декабря 1994 года между Украиной, США, Россией и Великобританией о безъядерном статусе Украины. Соглашение содержит пункты, предоставляющие Украине гарантии ее суверенитета и безопасности. Согласно Меморандуму, США, РФ и Великобритания обязались уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины. Среди обязательств также предусматривалось воздерживаться от угрозы силой и её применения против территориальной целостности и политической независимости Украины. Страны-подписанты обязывались также проводить консультации в случае возникновения ситуации, затрагивающей вопрос относительно этих обязательств.
Миссию «Крымской инициативы» её создатели видят в том, чтобы добиться международной легализации сегодняшнего статуса полуострова, устранить разногласия в двусторонних российско-украинских отношениях, а также способствовать политическому урегулированию ситуации в Новороссии.
Всё это надо решать одновременно, только тогда возможен выход из непростой ситуации. Они намерены сотрудничать в этом плане с бывшими руководителями Донецкой и Луганской областей, а также с украинскими политиками и МИД России. Свои усилия как посредников ветераны крымской политики готовы направить на диалог с кем угодно, лишь бы навсегда разрешить крымский вопрос и прекратить бессмысленное кровопролитие в Новороссиии.
Мешков и Супрунюк отметили, что Украина первой нарушила Будапештский меморандум. В момент подписания меморандума 5 декабря 1994 года суверенитет Украины не распространялся на Крым и Севастополь. Согласно ст.1 Конституции Республики Крым от 6 мая 1992 года Республика Крым является правовым, демократическим государством и осуществляет суверенные права и всю полноту власти на своей территории. Ст.7 этой же конституции предусматривает, что территория Республики Крым является неприкосновенной и не может быть изменена без ее согласия, а особый статус города Севастополя как неотъемлемой части Крыма определяется соответствующими законодательными актами Республики и не может быть изменен без согласия его граждан. В ст.111 Конституции 1992 года чётко прописано, что к полномочиям, составляющим исключительную компетенцию Верховного Совета, относятся принятие Конституции, конституционных и иных законов Республики, внесение в них изменений и дополнений. Поэтому крымскую Конституцию 1992 года должен был отменять отдельным законом только республиканский парламент. А значит действия режима президента Украины Леонида Кучмы, 17 марта 1995 года в одностороннем порядке силовым путём ликвидировавшего Конституцию Крыма 1992 года и отстранившего от власти всенародно избранного президента Юрия Мешкова, нужно квалифицировать как государственный переворот. При этом Украина, согласно взятых на себя международных обязательств не проводила никаких консультаций по этому поводу. В ответ на неправовые решения официального Киева была прямая поддержка Республики Крым Государственной Думой Российской Федерации. 17 мая 1995 года Госдума РФ приняла постановление, в котором было предложено Верховному Совету, Президенту и Правительству Украины обеспечить населению Республики Крым право на свободное волеизъявление по отношению к Конституции Республики Крым. Однако официальный Киев проигнорировал эти в принципе справедливые инициативы России. Но историческая справедливость в марте этого года всё же была восстановлена.
Создатели «Крымской инициативы» подчеркнули, что в дальнейшем все вопросы, по которым есть разногласия в двусторонних российско-украинских отношениях, надо решать путём переговоров, исходя из того, что народы Украины и России связывают многовековые узы дружбы и родственных контактов, славная героическая история, а также прочные и неразрывные хозяйственно-экономические связи. Полуостров был аннексирован Украиной 23 года назад – заявили бывшие высшие должностные лица Республики Крым. Украина с 1945 года является субъектом международного права и одним из создателей Организации Объединённых Наций. Она вступала в ООН без Крыма и Севастополя. С тех пор не существует юридически значимых документов, включивших Крым или Севастополь в состав государственной территории Украины. Цессия, т. е. передача суверенитета от одного государства другому по соглашению между ними, требует заключения между соответствующими государствами международного договора, который должен отвечать всем основным принципам международного права. Украина никаких подобных, предусмотренных международным правом, соглашений по Крыму не заключала. Российский же суверенитет над полуостровом никому и никогда не передавался. Россия подтвердила свой суверенитет над Крымом и Севастополем Постановлениями Верховного Совета Российской Федерации от 21 мая 1992 года «О правовой оценке решений высших органов государственной власти РСФСР по изменению статуса Крыма, принятых в 1954 г.» и от 9 июля 1993 года «О статусе города Севастополя». События Крымской весны – это всего лишь выполнение Россией своих же собственных решений по статусу Крыма и Севастополя.
Тогда возникает резонный вопрос: на каком основании Украина столько лет осуществляла юрисдикцию над Крымом и Севастополем? Ответ однозначен – Крым и Севастополь все эти годы незаконно находились в составе Украины.
Следуя формальной логике, Украина за аннексию полуострова должна компенсацию за 23 года пользования российской территорией и ресурсами.
Поскольку сейчас денег у Украины нет можно предложить симметричный вариант расчёта. Например, на такой же период взять в пользование часть украинской территории, скажем тот же Донбасс. Одновременно оформить задним числом аренду Крыма Украиной на 23 года и предстоящую аренду Донецкой и Луганской области Россией скажем на 20-25 лет. Через это время Украина получит назад свои территории, но уже не разрушенными и обескровленными войной, а процветающими и сильными, как после развала СССР. Тем более что в отличие от Крыма, МИД России считал и продолжает считать Донецкую и Луганскую области территорией Украины.
Валерий Подъячий
Источник: iarex.ru