В Москве учрежден постоянно действующий форум «Историко-культурное наследие народов Евразии», первая научная сессия которого прошла в Российской академии наук в конце ноября. На конференцию «Этногенез, история, язык и культура карачаево-балкарского народа» приехали 300 ученых из 16 стран мира, чтобы противостоять участившимся попыткам фальсификации исторического прошлого народов России, их взаимоотношений друг с другом, подрыва идеологических и нравственных ценностей, а также использования имен известных российских и зарубежных ученых для продвижения националистических и шовинистических взглядов на историю, культуру и быт народов.
Карачаевцы и балкарцы по своему происхождению, по языку, по материальной и духовной культуре настолько близки, что рассматриваются как единый народ. Однако история карачаево-балкарского народа до конца не изучена и открытых вопросов остается довольно много. Конференция, наряду с историей и культурой карачаево-балкарского народа, была посвящена проблемам этногенеза, территории расселения, социально-политической истории, антропологии, генезиса языка древнетюркских народов и их вклада в формирование историко-этнографического облика и политико-правовой системы народов евразийского континента.
Этнологи, лингвисты, археологи, этнографы, искусствоведы и фольклористы обсуждали историю, культуру и происхождение народа, проживающего не только в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, но также в Казахстане, Турции, Сирии.
Доктор исторических наук Мурат Каракетов объясняет, что «антропологически карачаево-балкарцы являются европеоидами кавкасионского типа. Тюркские и иранские народы весьма разнообразны по своему физическому типу, но весьма отделены от его кавкасионского варианта. Кроме того, народы Северного Кавказа говорят на языках северокавказской языковой семьи, а карачаевцы и балкарцы входят в кипчакскую группу тюркских языков с более ранним пластом, предположительно — булгарским».
По словам историка, письменность у многих кавказских народов появилась намного раньше, чем принято было считать в научном сообществе в советскую эпоху, при этом проблемой остается определение начала письменной традиции в Карачаево-Балкарии, как и на всем пространстве от Дагестана до Адыгеи. Лингвисты продолжают говорить, что эти народы обрели письменность «благодаря политике партии и правительства», а сотни эпистоляриев, письменно зафиксированных генеалогических преданий, религиозно-дидактических произведений, переводов классиков мировой литературы в расчет не берутся. «Такую пагубную традицию следует пересмотреть, поскольку она носит не столько научную, сколько идеологическую подоплеку, навязанную еще в 1920-е идеологами КПСС», — считает Каракетов.
Несмотря на наличие значительного количества сведений, позволяющих составить более-менее полное представление об этногенезе и «лингвистической истории» карачаево-балкарцев, с физическо-антропологической точки зрения этот этнос еще мало исследован. «В поле антропологии, по карачаевцам и балкарцам к настоящему времени изучено чуть более 10 черепов начала позднего Средневековья, из которых серия по карачаевцам составляет всего два экземпляра. При этом отсутствует сравнительный анализ между не только сохранившимися черепами, но и всеобъемлющих исследований по происхождению кавкасионского антропологического типа, присущего для карачаевцев и балкарцев», — сетует Мурат Каракетов.
Однако председателя Российского конгресса народов Кавказа Алия Тоторкулова радует сам факт того, что о проблемах заговорили: «Никогда в истории карачаево-балкарского народа не было такого представительного международного форума. Мало у кого из народов Кавказа, России была международная конференция, где участники были бы из нескольких десятков стран. Еще 1959 году была научная сессия, и после этого не было научных форумов, и академическая наука, будучи консервативной, до сих пор опирается на результаты 1959 года. Но после этого уже прошло 55 лет, и историческая наука по карачаево-балкароведению продвинулась далеко вперед. Мы собрались обсудить это и зафиксировать сегодняшние достижения в науке по нашей истории».
Заур Гасанов из Института археологии и этнографии Академии наук Азербайджана считает, что форум «имеет важное значение не только для карачаево-балкарского народа, но и вообще для многих народов Кавказа, как Северного, так и Южного. К огромному сожалению, долгое время история многих народов Кавказа исследовалась по распоряжению, в частности в советский период. Но сегодня перед нами открываются новые возможности к дискуссиям, новым мнениям, новым идеям, и мы должны все это активно использовать».
Кандидат исторических наук, член Союза писателей России Владимир Захаров считает, что «такая конференция должна была состояться давно. Хорошо, что она, наконец, состоялась под эгидой Академии Наук, Института этнологии, Института гуманитарных исследований Северного Кавказа, Кабардино-Балкарского и Карачаево-Черкесского университетов. Ситуация, которая сложилась с карачаево-балкарским народом, была непростой. Народ пострадал во время окончания Второй мировой войны. Народ был выслан ни за что, и тот период времени, когда они находились далеко в изгнании не прошел даром. Старики, которые уехали, которых выслали, сохранили язык своего народа и передали его новому поколению, которое родилось в Казахстане и других местах. Когда вернулись, удалось начать исследование не только языка, но и истории».
Источник: vestikavkaza.ru