Министерство пропаганды возьмет под контроль все украинские массмедиа, но большого эффекта достичь вряд ли сумеет

2 декабря Верховная Рада приняла постановление о создании Министерства информационной политики, принципиально новой украинской государственной структуры.

Отдельное ведомство по контролю и управлению за медиаресурсами страны – вещь вообще в мировой практике редкая.

В Великобритании подобное министерство было создано в феврале 1918 года, накануне решающей схватки с Германией в Первой мировой. Ведомство расформировали годом позже после победы в войне. 4 сентября 1939 года, сразу после начала Второй мировой, министерство было воссоздано и расформировано весной 1946 года.

Во Франции должность министра по информации существовала с 1938 по 1974 годы, второе ее название – министр пропаганды. В этой связи нельзя не вспомнить и Министерство по культуре и пропаганде, созданное в нацистской Германии в 1933 году (задолго до всяких войн). Возглавлял его доктор Геббельс.

На то, что назначенного на пост главы Мининформполитики депутата от «Блока Петра Порошенко» Юрия Стеця даже либералы «успели заклеймить украинским Геббельсом», посетовал 3 декабря в Facebook и советник министра МВД, депутат от «Народного фронта» Антон Геращенко. Он, кстати, первым — еще 30 ноября, сообщил о создании нового ведомства.

Странно, вроде бы, что об этом заявил советник главы МВД, но на самом деле все логично.

Еще 1 декабря сам Юрий Стець пояснил в Facebook, что новое Министерство вырастает из информационной структуры при силовом ведомстве: «29 июня 2014 года Арсеном Аваковым было создано Управление информационной безопасности Национальной гвардии Украины, которое я возглавил. За первые три месяца существования налажено взаимодействие со Службой безопасности Украины, Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания и концерном РРТ» (Концерн радиовещания, радиосвязи и телевидения Украины управляет техническими средствами по всей стране, благодаря которым и производится теле- и радиовещание).

«В рамках обеспечения информационной политики и безопасности государства, – рассказал Стець о деятельности возглавляемого им Управления, – были заменены поврежденные передатчики и возобновлена в освобожденных территориях в Донецкой и Луганской областях трансляция украинских средств массовой информации, среди которых больше десятка украинских телеканалов, а также радиостанции «УР-1», «Радио-эра», «Наше радио», «Супер Радио», «Радио 5 – Ретро ФМ». Силами Управления осуществлялась помощь в работе журналистов и съемочных групп телеканалов».

Очевидно, чем-то похожим будет заниматься и новое ведомство, но уже с большими масштабами – и уже не только в Донбассе. Нетрудно понять, что речь идет о территориях народных республик и Крыме.

Интересно, что 25 ноября на встрече с эмигрантами с полуострова экс-председатель Меджлиса крымскотатарского народа, а ныне депутат Верховной Рады от президентской партии Джемилев заявил о том, что обсудил с Порошенко создание пропагандистского телеканала: «Шла речь о том, чтобы создать какую-то информационную службу, в первую очередь, телеканал, который вещал бы на Крым… Стоимость этого канала, конечно, не маленькая, потому что рекламы там не будет, а телевизионные каналы, как правило, существуют за счет рекламы. Президент говорил, что пока что можно озадачить какой-то канал, и, если у нас будет команда, мы можем регулярно, час или два в день, сколько хватит сил, вещать на Крым. В этом направлении и работаем… Будем на платной основе брать журналистов, и обеспечивать информационное покрытие по всему Крыму».

Это заявление прозвучало еще до сообщений от Геращенко и Стеця и независимо от них, так что можно предполагать серьезный настрой верхов киевской власти на создание мощного пропагандистского инструмента в борьбе с Россией.

Красноречивый момент, говорящий о степени демократичности новой власти в Киеве – как отмечает «Украинская правда», положение о новом Министерстве раздали депутатам только 3 декабря, на следующий день после того, как они проголосовали за создание этого ведомства.

То есть, голосовали они «вслепую», подчиняясь лишь указаниям президента и лидеров фракций, и не представляя функционала будущего регулятора массмедиа. Хотя и это положение выглядит весьма общим, не поясняющим цели новой структуры.

Геращенко 3 декабря так объяснил задачи Мининформполитики: «1. Разъяснительная и контрпропагандисткая работа в информационном пространстве Крыма и оккупированной части Донбасса. 2. Разработка методики и реализация проектов по контрпропаганде и агитации в информационном пространстве РФ». Советник главы МВД уверяет общество, что, «систематически, постоянно организовывая акции по бомбардировке российского информационного пространства правдивой информацией о событиях в Украине и роли России в агрессии против нас, мы добьемся того, что многие россияне прозреют и перестанут слепо верить своему новому вождю».

Для этого, говорит Геращенко, нужно использовать соцсети («Степень использования возможностей Интернета для проведения контр агитации и пропаганды в российском сегменте Сети безусловно не достаточная!»), но не только: «Если бы российская пропагандистская машина строилась только на волонтерах, пишущих посты и комментарии в соцсетях, то не смог бы никогда Путин получить такой вотум доверия у российского народа».

Будущие инструменты украинского Министерства информации Геращенко сравнил с Радио «Свобода» времен холодной войны, сыгравшей немалую роль в «расшатывании изнутри» социалистического блока. Но насколько реалистичны подобные планы Киева?

– Создать в принципе можно любой радиоканал, – отмечает ведущий радио «Голос России» Армен Гаспарян. – Другой вопрос – степень его эффективности. Нужно понимать аудиторию, на которую предстоит работать. Изучить местный медийный рынок, провести контрпрограммирование, подобрать ведущих, создать контент… На это уходят месяцы.

Кроме этого, потребуются значительные финансовые вложения. Информационное радио – априори не самое прибыльное СМИ. Очевидно, что пропагандистский канал не способен будет завоевать сколько-нибудь значительную часть местного рекламного рынка без FM-частоты. А частоту организаторам получить будет едва ли возможно в силу изначальной одиозности контента.

— Есть какие-то особенности вещания на Крым?

— Если мы говорим о крымской аудитории, нужно учитывать великое множество нюансов. Начиная от того, что Крым исторически настроен пророссийски и заканчивая тем, что господин Джемилев не пользуется там никаким авторитетом. То есть, со старт-апа у потенциального пропагандистского канала будет проигрышная позиция. В Крыму не забыли многочисленных заявлений Джемилева и отношение к нему там соответствующее. Еще более негативное отношение к действиям современных украинских властей.

Вероятнее всего, пропагандистский канал для Крыма в Киеве создадут. Пусть и не круглосуточный, а, скажем, 4 часа в день. Поставят передатчик где-нибудь в Херсонской области с ограниченной зоной покрытия. Замерить аудиторию будет крайне сложно, понять отдачу от контента – тем более. Но естественно, Джемилев будет радостно сообщать, что его слушает весь Крым, и все как один готовы встать под его знамена.

Интернет-радио будет еще более проигрышным вариантом. Радио «Свобода» реализует в республике сайт «Крым. Реалии». По степени вздорности и одиозности в одном ряду с «Украинской правдой». Над материалам данного ресурса все откровенно смеются.

Понятно, что объективная оценка ситуации – не конек нынешних украинских властей. А значит – выбросят на ветер значительные средства, которые в условиях экономического кризиса стоило бы использовать более продуманно. Например, в социальной сфере. Ведь любая агитация из уст Джемилева в Крыму вызовет только обратную реакцию

– А попытка украинского иновещания воздействовать на общество в России в целом? Если в это вложит деньги тот же Коломойский, чьи замы летом озвучивали подобные планы пропаганды на нашу страну.

– Тут будет примерно такая же картина. Можно поставить FM-передатчики на границе с не самой большой зоной покрытия. И на этом все и закончится. Кроме этого, украинские усилия на ниве пропаганды пока были исключительно жалки. Над телеканалом Ukraine Today не потешался только ленивый.

Мастеров контрпропаганды в республике за эти месяцы замечено не было. А подготовка серьезных специалистов для такой работы – это годы. Но при этом нужно понимать, что они никогда не появятся в такой информационной среде как сегодня на Украине. Качественная контрпропаганда и ежедневный вброс фейков несовместимы.

– Эта инициатива полностью укладывается в логику действий новых киевских руководителей и законодателей, в основе которой – разжигание ненависти к России, которую они считают виновницей всех своих собственных бед, – считает директор программ Фонда публичной дипломатии имени А.М.Горчакова, член Молодежной общественной палаты России Наталья Бурлинова. – Принятие решения о создании такого ведомства означает полный отрыв украинских народных депутатов от действительности.

Сколько бы Киев пропагандой в Донбассе или в Крыму не занимался, действия властей по уничтожению своего же собственного населения показывают, чего стоят эти слова. Так что вряд ли это министерство поможет привить любовь жителям Юго-Востока Украины к Киеву.

— Такими предложениями Киев просто загоняет ситуацию в угол, потому что подобная деятельность вряд ли будет эффективной, тем более, что из-за рубежа им финансово не помогут, а собственных средств на подобные масштабные программы не хватит, – говорит преподаватель журфака МГУ, руководитель департамента информационной политики ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» Антон Назаров. – Мне кажется, лучше бы им снизить градус истерии и вернуться к существовавшему еще год назад нормальному общению с Россией и российскими журналистами, которые сейчас подвергаются в Киеве шельмованию и уже даже уличным нападениям, как это было недавно с корреспонденткой LifeNews.

Впрочем, возможно, «Запад им и поможет». Из выступления Джемилева можно понять, что он обсуждал финансирование своего телеканала во время зарубежных визитов, в том числе на Ближний Восток. Да и Запад вряд ли оставит Киев без помощи.

Вспомним, что 3 декабря только что назначенный министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус пообещал, что еще до конца этого года направит в парламент 16 законопроектов, с принятием которых у страны появится возможность привлечь 500 млн. долларов финансовой помощи от Всемирного банка. И тут перед Киевом открываются весьма широкие возможности в плане масштабных трат…

– Это история не про информационные войны, а про распил бюджета, в котором наши украинские соседи давно уже стали абсолютными мировыми чемпионами, – иронично отметил эксперт Фонда развития гражданского общества Станислав Апетьян. – Потому что никакого смысла тратить деньги на пропагандистское вещание на Россию нет – с этим прекрасно и без ущерба для украинского бюджета (предположительно) справляются либеральные издания и небольшое количество наиболее одиозных российских политиков вроде Бориса Немцова.

Отдельно отмечу, что можно вообще попрощаться со свободой слова на Украине, ведь согласно положению о Министерстве информационной политики, оно «осуществляет координацию мероприятий по предотвращению нанесения гражданам Украины вреда из-за неполноты, несвоевременности и недостоверности информации». Что под этим имеется в виду? По сути, любая неугодная власти информации.

Даже журналист Мустафа Найем, этот публичный инициатор и певец евромайдана, заметил, что «непонятно, как это будет определяться, касается только государственных или только негосударственных медиа, и что это за мероприятия». А многие его коллеги утром 2 декабря, накануне голосования по проекту, даже пикетировали Верховную Раду, но безуспешно. Вспомним, что новый министр информационной политики Стець в прошлом – генеральный продюсер «5 канала», принадлежавшего нынешнему президенту Петру Порошенко.

Рука же в плане «тащить и не пущать» у Стеця за время работы главой Управления информационной безопасности при Нацгвардии уже набита. «В ходе оперативно-следственных действий, – рассказал он 1 декабря, – были обнаружены и нейтрализованы ячейки по печати сепаратистских информационных материалов, обезврежены ризографы и другое печатное оборудование, а также свыше 100 тысяч экземпляров уже напечатанной газеты «Новоросия». Теперь этот опыт можно применить в отношении украинских СМИ.

Владислав Мальцев

Источник: km.ru


Читайте также:

Добавить комментарий