Россия имеет вес и значение. Так было и в 1998 году, когда ударные волны от дефолта ее экономики разнеслись по всему миру. И так будет снова, если падающие цены на нефть приведут ее к экономическому коллапсу. Несмотря на то, что Россия занимает огромную территорию, ее экономика мала. На ее долю приходится лишь 3% от мирового ВВП при доминирующем энергетическом секторе, на который приходится 70% экспорта.

В определенной степени риски заражения минимизируются благодаря структуре российской экономики. Не имея современной отрасли производства, Россия не является жизненно важным звеном для глобальных цепочек поставок и, в теории, любой другой производитель энергии может скомпенсировать перебои в поставках нефти и газа в случае глубокой и разрушительной рецессии в России.

Но есть, по крайней мере, пять путей, как российский кризис может распространиться на весь мир. Непосредственные проблемы России были вызваны резким падением цен на сырую нефть, но не одна она страдает от этого. Венесуэла и Иран тоже терпят ущерб при цене на нефть ниже 70 долларов за баррель. Если Россия столкнется с кризисом, кто будет следующим?

Во-вторых, Россия по-прежнему имеет тесные экономические связи со странами Восточной Европы, так что кризис будет иметь серьезные последствия для таких стран, как Польша, и он уже обрушился на Украину. Западная Европа тоже будет затронута, если по какой-либо причине поставки газа по российским трубопроводам будут прекращены.

В-третьих, доверие будет подорвано. Слабые экономические показатели Германии с весны этого года можно в какой-то мере отнести к унылым настроениям в экономике. Спад в остальной части еврозоны, вероятно, уже оказал усиленное влияние на деятельность немцев, но напряженность в отношениях между Москвой и Киевом, конечно, не помогает преодолевать проблемы. Россия может оказаться той каплей, которая склонит чашу весов, и Германия ухнет в рецессию, а из-за этого, в свою очередь, Европейскому центральному банку придется запустить программу количественного смягчения, то есть — накачивания экономики денежной массой.

В-четвертых, никто точно не знает, как Владимир Путин отреагирует на самую сложную (с 1998 года) экономическую ситуацию. Впечатления от экономического кризиса могут быть обострены знанием того, что Россия находится под контролем президента, способного дать почувствовать, что его страна — все еще значительная геополитическая и военная сила.

Наконец, есть самонадеянное предположение, что незащищенность финансового рынка от воздействия России сравнительно ограничена, учитывая, что иностранные банки выдали 209 миллиардов долларов (134 миллиарда фунтов стерлингов) кредитов в России, когда в марте были введены санкции. На первый взгляд, западные инвесторы не выглядят уязвимыми, у них есть время, чтобы вывести свои деньги. Но такого же рода предположение возобладало в 1998 году, когда банку Barclays пришлось зарезервировать 250 миллионов фунтов стерлингов, чтобы покрыть свои потери в России. Финансовые сделки в настоящее время настолько сложны и многоступенчаты, что невозможно предсказать наверняка, каковы будут потери на этот раз.

Ларри Эллиот

Источник: inosmi.ru


Читайте также:

Добавить комментарий