Доходы региональных и местных бюджетов в течение последних трех лет постоянно снижались. В 2013 году объем доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов достиг минимального значения в 12,2% ВВП. По данным Федерального казначейства, число регионов, исполнивших консолидированный бюджет с дефицитом, с 2008 по 2013 год возросло в 1,7 раза (с 45 до 77). Количество субъектов РФ, исполнивших консолидированный бюджет с профицитом, напротив, сократилось в 6,5 раза (с 39 до 6). Такие данные были озвучены на «круглом столе» «Региональная налоговая политика: проблемы и перспективы», организованном ТПП РФ.
Причина сложившегося положения — существенное падение доходов регионов и рост расходов, связанный с увеличением оплаты труда бюджетников, считают эксперты. «Проблема стоит очень остро, и решать ее можно по-разному», — говорит Владимир Пансков, профессор кафедры налогов и налогообложения Финансового университета при правительстве РФ. Можно сокращать расходы или повышать налоги. А можно искать резервы роста налоговых доходов внутри самой налоговой системы. Проанализировав ситуацию, эксперты пришли к выводу: необходимо дать региональным и местным властям возможность самостоятельно зарабатывать средства для пополнения соответствующих бюджетов. «Для увеличения доли собственных налогов и налоговых доходов в бюджетах регионов и муниципалитетов следует установить норматив отчислений в региональные бюджеты в размере 10%. А также ввести ставку по налогу на прибыль организаций для местных бюджетов в размере 5%, в том числе 2% за счет федерального бюджета, три процента за счет региональных бюджетов», — такие предложения содержатся в резолюции по итогам «круглого стола».
Еще один источник финансирования региональных бюджетов — это привлечение внешних заимствований. «В структуре госдолга субъектов РФ 60-65% — это заимствования путем привлечения средств финансового рынка, 30% — заимствования путем привлечения средств других бюджетов», — сообщил заместитель директора департамента финансовой политики минфина Андрей Воронцов. В 2014 году ситуация на финансовом рынке сильно изменилась, и многие регионы не смогли привлечь финансовые ресурсы. В условиях снижения способности регионов привлекать новые заимствования может помочь предоставление кредитов из федерального бюджета в соответствии с постановлением правительства от 18 декабря 2010 года N 1062. Правда, для получения такого кредита региональным бюджетам нужно выполнить ряд условий. «Таких кредитов уже предоставлено на сумму более 100 млрд рублей», — сказал Андрей Воронцов.
«Раньше весь дисбаланс региональных бюджетов федерация брала на себя, но в последнее время трансферты из федерального бюджета стали сокращаться», — отметил директор Центра исследований региональных реформ Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Александр Дерюгин. «Сейчас многие регионы финансируют свои расходы за счет привлеченных средств, а это дорога в никуда», — считает он. Что в этой ситуации можно сделать? Есть два пути: ввести новые налоги или переложить часть расходов на федеральный бюджет. Увеличение налогового бремени негативно скажется на бизнесе. «В условиях кризиса в развитых странах никто не повышает налоги. Все сокращают расходы, но не на образование и здравоохранение», — сказал Александр Дерюгин.
Переложить расходы регионов на федеральный бюджет тоже вряд ли удастся. «Федеральный бюджет не резиновый, и ясно, что финансирование будет не таким, как хотелось бы», — уверена завкафедрой Финансового университета при правительстве РФ, к.э.н, профессор Нина Малис. В России сегодня действует 200 налоговых льгот, 150 из них — это региональные льготы. «Этих льгот море, выпадающие доходы огромные, эффективность — ноль процентов», — говорит Нина Малис. Региональная льгота по налогу на прибыль, амортизационная премия, перенос убытков на будущее, возможность списывать с повышающим коэффициентом расходы на НИОКР — все это в умелых руках превращается в инструменты для ухода от налогов. Например, в России 40% фирм убыточны. А на Украине таких компаний 98%. Уклоняясь от налогов, бизнес чувствует себя в безопасности, в том числе и благодаря политике налоговой службы, направленной на снижение количества проверок. «Сейчас проверяется только 1% налогоплательщиков. Риск, конечно, есть, но кто не рискует, тот не пьет шампанского. Поэтому списываем расходы на НИОКР и надеемся на лучшее», — разъяснила логику налогоплательщиков Нина Малис. Нужно провести инвентаризацию льгот, причем не только федеральных, но и региональных.Минэкономразвития разработало методику оценки эффективности налоговых льгот, но, по словам экспертов, она не подходит для оценки региональных льгот. «Полагаем, что необходимо законодательное урегулирование обязательности социально-экономического обоснования федеральных и региональных законопроектов по предоставлению налоговых льгот и преференций при их внесении, а также публикация ежегодных отчетов об эффективности применения действующих налоговых льгот и преференций не менее чем за два-три месяца до внесения проекта закона о бюджете на очередной финансовый год. Следует разработать и законодательно утвердить основные принципы такой оценки, обеспечив независимость оценки от исполнительных органов власти, включая повышение роли в осуществлении оценки Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов в субъектах РФ и в муниципальных органах», — к такому решению пришли участники по итогам «круглого стола».
Ирина Колодина
Источник: rg.ru